Воспитать хорошего человека – главная задача педагога

Материал размещен в: Новости сайта

география, интервью, нововведения в кабинете географии, Юрий

География.Юрий АлексеевичНаш собеседник – участник конкурса «Учитель года России-2010», учитель географии СОШ№78 Юрий Алексеевич Чурляев. Минувший год учителя стал поводом в очередной раз обратить внимание на педагогов и их проблемы, на самых разных уровнях обсудить проблемы российского образования. Важность модернизации, необходимость использования инноваций в образовательном процессе – все это также становилось предметом для дискуссий на протяжении ушедшего года. Каково значение применения современных технологий в школе, и что за роль при этом отводится учителю?

20 января 2011, 13:00

Юрий Алексеевич, Вы стали одним из первых учителей в стране, чья заявка в рамках общероссийского проекта по индивидуальной поддержке педагогов «Мой учитель» получила финансирование. С чем была связана эта заявка?

На уроках географии школьники должны не только слышать о горах и реках, культуре и быте других народов, но и видеть все это. Для большей эффективности обучения в кабинете нам было необходимо иметь дополнительное профильное оборудование и материалы. Моя заявка была посвящена как раз оснащению учебного класса по географии комплектом техники: компьютером, принтером, сканером, проектором, столом и экраном для проектора, мобильным сканером доски, датчиками, графическими планшетами, веб-камерами и др. И на церемонии награждения победителей всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» в Кремле мне вручили сертификат в размере 250 тысяч рублей на мультимедийное оборудование класса. Это оборудование поступило в школу в декабре, и мы уже с ним работаем. Наряду с этим нам предоставили еще карты и атласы, которые я раздаю на уроках каждому ученику, а также метеорологические приборы для школьников.

С появлением разного рода технических новшеств роль учителя в современной школе изменилась?

Когда в кабинете есть современное оборудование, то уроки приобретают качественно новый характер, эти инструменты помогают повысить уровень знаний. Еще недавно ситуация была такой, что школьники освоили компьютеры, научились работать в Интернете, а до школы эти современные технологии и оборудование еще не добрались или дошли лишь частично. Сейчас, на мой взгляд, ситуация иная: дети о новшествах узнают именно от учителей в школе. Считаю, что в этом плане мы должны находиться на передовой. К примеру, школьники играют в компьютерные игры, но о том, как создается анимация, какое оборудование при этом необходимо, как самому что-то создать в этой сфере – это они узнают именно в школе. У нас, к примеру, каждый класс снимает о себе видеосюжет. Существует видеостудия, которая выросла из небольшого кружка и в работу которой включается все больше учителей и учеников. На практике ребята учатся работать обрабатывать видеоматериал, монтировать его и тем самым показывают свои способности и навыки.

Compuv.com. Обзоры, новости IT, архивы учебных файНа что лично Вы делаете ставку в своей работе с детьми?
Я с удовольствием применяю инновации и новое оборудование. При их использовании интерес школьников к моему предмету, возможно, возрастает, а знания становятся более глубокими и качественными. Но упор делать надо, как мне кажется, все же на человеческие отношения и воспитание. Свои задачи, прежде всего, я вижу в воспитании подрастающего поколения. Поскольку в школе работаю уже не один десяток лет, то могу наблюдать, какими становятся эти ребята, взрослея, как складывается их жизнь. Мои ученики стали хорошими людьми, и со многими из них я поддерживаю отношения. К сожалению, не могу похвастаться, что все они связали свою жизнь с географией, но считаю, что это и не первостепенная задача. В любом случае географические знания пригодятся всегда и везде, и мои ученики ими обладают. Думаю, воспитать хорошего человека и дать знания – вот главная задача педагога.

Как сейчас складываются отношения учителей и учеников? Меняются ли эти отношения со сменой поколений?

Каждый учитель формирует со школьниками свои отношения, которые зависят не только от изменений в обществе. Я не могу сказать, что в этом смысле за последние годы что-то коренным образом изменилось, появилось нечто принципиально новое. Да, время становится другим, но чтобы учитель поменял свое отношение к ученику или предмету – нет, я так не могу сказать. Изменяются подходы к образовательному процессу, появляются новшества, и учителя их внедряют, но педагоги по-прежнему занимаются воспитанием, причем не только на уроке, но и во время внеклассной работы. Что касается отношения учеников к учителю, тут можно выделить три этапа: советский, переходный и нынешний. Самым негативным из них был переходный, но сейчас того негатива я уже, к счастью, не наблюдаю.

В 2010 году большой общественный резонанс вызвал сериал «Школа», в котором и учащиеся, и педагоги, и отношения между ними были представлены в отрицательном ключе. Имеет ли показанная в этом сериале картина что-то общее с реальностью?

Такая сторона отношений в школе есть, это факт. Но в этом сериале показали даже не класс, а целую школу коррекции. Собрали все самое плохое, но так же не бывает. Я посмотрел фильм, меня самого сериал не заинтересовал. Потом беседовал с учениками и спрашивал у них: может, изнутри ситуация и у нас в школе такая, а мы, учителя, просто не замечаем этого? Но они сказали, что у нас такого нет.
Задело одно: все-таки это был год учителя. И педагогам хотелось получить благодарность, почувствовать уважение к своей профессии, а вместо этого в сериале показали, какие мы плохие, невнимательные и равнодушные. Это неприятно. В советское время тоже снимали фильмы о школе и учителях, например, «Доживем до понедельника», но там не было такого негатива – да, уходили с уроков, получали двойки, но ведь и положительные моменты там показаны, хорошие отношения между людьми.

Как вы относитесь к введению ЕГЭ?

Раньше мое мнение по поводу введения единого государственного экзамена было негативным, но сейчас оно изменилось. Думаю, что этот экзамен действительно способен выявить качество знаний учащегося. В первые годы многие тесты были недоработаны, в них встречались ошибки. Теперь все это постепенно совершенствуется. Если ученик будет хорошо учиться и готовиться, то он сдаст этот экзамен. Проблема лишь в том, что ему сложно будет справиться без репетитора. А в классе учитель должен идти по программе и не возвращаться к пройденному несколько лет назад материалу. С другой стороны, я считаю, должен быть и альтернативный вариант сдачи экзамена. Например, если учащийся не собирается получать высшее образование, он мог бы сдать традиционный экзамен, а не ЕГЭ.


Текст: Ирина Иванова http://www.parere.ru/strategy/show/436

Загрузить и показать галлерею изображений

Нет комментариев к записи “Воспитать хорошего человека – главная задача педагога
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016