Урок – поход. Изучаем, играем, соревнуемся.

Материал размещен в: Новости сайта

борьба, изучение, компасу, Ориентирование, охрана, план, поверхность, реки, рельефа, учитель, Цель

Память предков Тема. Изучение отдельных компонентов природы своей местности (6 класс) Маршрут: Отрожка – окружная дорога – мост через водохранилище – с. Чертовицкое – Баркова гора. Цели: 1. Накопление фактических знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и водами.

Тема. Изучение отдельных компонентов

природы своей местности (6 класс)

 

Маршрут: Отрожка – окружная дорога – мост через водохранилище – с. Чертовицкое – Баркова гора.

Цели: 1. Накопление фактических знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и водами.

2. Определение сторон горизонта, составление плана местности.

Задачи: 1. Сформировать представления о формах рельефа, речной долине, питании, режиме и работе реки и временных водных потоков, причинах образования источников.

2. Познакомить с приемами определения крутизны склонов и высоты холма.

3. Научить составлять описания источника, реки, ориентироваться на местности по плану.

4. Рассмотреть, как используется водохранилище, река и рельеф в хозяйственной деятельности, как осуществляется их охрана, наметить возможные меры борьбы с оврагами и промоинами.

Х о д  у р о к а

Начальный пункт маршрута – остановка автобуса №90 «Окружная дорога». Здесь учащиеся ориентируются, находят по Солнцу основные и промежуточные стороны горизонта, производят визирование на различные объекты и определяют азимуты. Далее учитель просит учащихся представить, что они идут в разведку. Для этого на плане отмечается маршрут следования и объекты, подлежащие изучению. Цель – пройти по указанному маршруту и найти на местности все отмеченные на плане объекты. Это конечно не театр студия, где можно расслабленно провести время, а настоящее спортивное ориентирование.

 

Остановка 1 – на высоком крутом берегу реки Воронеж.

Задачи: 1. Ориентирование на местности по Солнцу и компасу, определение азимутов.

2. Определение форм поверхности и речной долины.

3. Измерение дальности горизонта при подъеме и спуске.

После ориентирования и определения азимутов учащиеся должны ответить на вопросы: «Каковы особенности рельефа окружающей нас местности? Как называются эти формы поверхности?». Затем проводится сопоставление схематического профиля речной долины с действительным видом долины реки Воронеж у с. Чертовицкое. Далее один из учащихся становится на середине склона речной долины, а остальные определяют это место на чертеже.

Прежде чем спуститься в речную долину, учащиеся вспоминают, что такое горизонт, линия горизонта, открытая и закрытая местность, определяют, где хорошо видна линия горизонта. После спуска делается вывод о том, как меняется дальность горизонта при спуске и подъеме.

Остановка 2 – в долине реки.

Задачи: 1. Обозначение остановки на плане.

2. Определение направления течения реки, правого и левого берега.

3. Изучение поймы реки.

4. Определение ширины реки.

5. Определение скорости течения реки.

6. Составление описания реки.

7. Изучение использования реки и ее долины человеком.

8. Составление плана оврага, борьба с оврагами.

После ориентирования и обозначения остановки на плане учащиеся забрасывают в реку поплавки и определяют направление течения, правый и левый берег, ширину реки (на глаз).

Можно проводить интегрированный урок с учителем математики, который определяет с учащимися ширину реки при помощи травинки или шагами на берегу, при помощи построения геометрических фигур (см. приложение).

Для выполнения этого задания учащиеся делятся на группы по 5 – 6 человек. После окончания измерений учитель проверяет правильность полученных результатов, сравнивает данные разных групп.

Следующее задание, которое дает учитель математики, – это определение скорости реки.

Работа, совершаемая разными реками, и даже одной рекой на разных участках, неодинакова. Одна из причин – различие скорости течения. Учитель задает вопрос: «Для какой цели людям необходимо знать, с какой скоростью течет вода в реке?»

Результаты работы учащиеся записывают в таблицу

Определение скорости течения рек

№поплавка.  Расстояние между створами.  Время прохождения через створ (верхний нижний).  Продолжительность хода поплавка.  Скорость движения поплавка.  Скорость течения реки .

После выполнения этого задания перед учащимися ставятся несколько вопросов о режиме и питании рек:

1. В какой сезон года река выходит из берегов?

2. Почему реки разливаются весной?

3. Откуда поступает вода в реку в течение года, т.е. каково питание реки?

4. На какой высоте от уреза воды расположены источники или места избыточного увлажнения?

5. Какие породы слагают берега реки выше и ниже источников?

6. Почему источники и избыточно увлажненные участки на берегах реки располагаются примерно на одной высоте над урезом воды?

На остановке можно увидеть пляжи, подмытый берег, отмель, озера и старицы, т.е. наглядно показать работу реки и выявить, как используется река и ее долина в хозяйственных целях. Далее с учащимися рассматривается вопрос о значении гидрологических исследований реки для хозяйственной деятельности людей.

Следующим заданием является изучение воды в реке. Учащиеся набирают в пробирку воду, определяют ее цвет, прозрачность и отвечают на вопросы, почему вода в реке загрязнена, какие меры позволяют исключить попадание грязной воды в источники?

На этой же остановке учащиеся рассматривают овраг. Для его изучения ставятся следующие вопросы:

1. Продолжается ли рост оврага в настоящее время?

2. Какие признаки на это указывают?

3. Почему на склонах речной долины часто образуются овраги и промоины?

4. Почему образование оврагов отрицательно сказывается на ведении сельского хозяйства?

5. Какие меры можно предпринять для прекращения роста оврагов в нашей местности?

 

Остановка 3 – у холма.

Задачи: 1. Ориентирование на местности по плану и компасу.

2. Изучение холма и его частей.

3. Определение крутизны склонов.

Работа начинается с выполнения заданий: показать части холма, определить крутые и пологие склоны. После объяснения определяется крутизна склона при помощи эклиметра, даются групповые задания. Например, азимут от точки 0 на вершину – 94° ; крутизна склона – 27° ; азимут с вершины на точку 0 – 274° .

В заключение учащиеся сравнивают крутизну склонов и выявляют максимальную.

Следующая работа – определение относительной высоты холма при помощи школьного нивелира и расстояний между точками.

Полученные результаты заносят в таблицу

Т а б л и ц а

Определение высоты холма

№ точки Превышение, м Относительнаявысота, м Расстояние между точками, м

0

0

1

1

1

1,7

2

1

2

1,4

3

1

3

1,6

4

0,7

3,7

2,4

Расстояние от подножия до вершины – 7,1 м

Расстояние от подножия до вершины – 7,1 м

 

 

Результаты, полученные разными группами, сравниваются, выявляются неточности, исправляются ошибки.

 

Остановка 4 – у родника.

Задание: сделать описание источника.

После выполнения этих заданий учащиеся получают оценки по географии и математике.

Загрузить и показать галлерею изображений

Нет комментариев к записи “Урок – поход. Изучаем, играем, соревнуемся.
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016