Урок по ФГОС, география. Западная Сибирь – урок, презентация, 9 класс

Материал размещен в: Уроки географии

болота, Западная Сибирь

западная сибирьЦель – сформировать у учащихся целостное представление о Западной Сибири, как нового пространства социально-экономического развития субъектов Российской федерации. Задачи : Дать общую экономика – географическую характеристику района Западной Сибири.

Оценить природно-ресурсный потенциал территорий округа с выявлением региональных особенностей и уникальных природных объектов.

 Определить роль проекта Западной Сибири  в социально-экономическом развитии округов и Российской Федерации в целом.

Показать значение проекта для комплексного развития регионов федерального округа.

Показать этапы реализации проекта согласно концепции стратегического развития экономики Российской Федерации.

Дать представление об общих и региональных перспективах развития округов в ходе реализации проекта.

Учить устанавливать взаимосвязи, выделять главные проблемы, прогнозировать результаты.

Воспитывать бережное отношение к природе своего края, его природно-ресурсному потенциалу.

Оборудование:

Физическая карта Западной Сибири;

Презентации учителя и учащихся, настольная карта минеральных ресурсов России.

Работа с картой:

Расставить значки минералов на карту

Нанести  транспортную систему приполярного Урала

Ход урока

Слайд №1 Давайте посмотрим на заставку экрана и прочитаем текст к слайду. Этими словами когда-то я начинала первый урок по теме «Западная Сибирь». И мы, действительно, увидели во всей красе этот край, но только заочно совершив этот экскурс. А главное, что мы убедились в том, что это действительно очень богатый край. Как же он впишется в модернизацию экономики России?

Слайд №2 Сегодня часто говорят о проектах, которые призваны не только решить определенные задачи в области инфраструктуры, но и повлиять на модернизацию экономики страны за счет объединения усилий сразу нескольких отраслей. Таким важным проектом, который решает несколько задач, является реализуемый на территории Уральского федерального округа проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», захватывающий и территорию Западносибирского экономического р-на.

Слайд №3 Комплексный инвестиционный проект представляет собой серию взаимосвязанных мероприятий по созданию четырех блоков: транспортный, энергетический, минерально-сырьевой и промышленный.

Слайд №4 Старт осуществлению грандиозного проекта по созданию новой минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО (Уральский Федеральный Округ) в мае 2005 года в Челябинске

Сегодня за столом мы сегодня собрали экспертов по главным направлениям данного проекта и журналистов.

Для того чтобы наш разговор был состоятельным нам необходимо выяснить что представляет собой данный проект, на какой территории он расположен, какой экономический эффект он несет. Давайте перенесемся в Западную Сибирь и посмотрим на имеющиеся здесь ТПК, что в них входит и где они находятся. Это прояснит нам перспективу нашего вопроса.

ИГРА

Слайд №5: Как мы видим на карте, переработкой газа в Сургуте, Нижневартовске и Новом Уренгое пока еще не занимаются, приведите доводы «За» и «против» строительства нефтехимических комплексов (уч-ся по желанию ведут полемику, высказываясь по очереди).

«За» Здесь имеется сырье. Возможность использования попутного газа, сейчас он сжигается в факеле. Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз. Мы сможем экспортировать не дешевую нефть (сырец), а более дорогую химическую продукцию

«Против» Создание крупных комплексов очень дорого. Средства на строительства выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов. Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию

Как мы видим, территория Западносибирского ТПК занимает большую площадь, но на территории восточного склона Урала тоже имеются минеральные ресурсы, только они совсем не освоены, надо отметить есть здесь не только нефть и газ, так необходимые промышленности.

Вопрос: У вас у каждого есть значки с названием одного ресурса, как вы думаете, куда мы их должны прикрепить?

Значки соответствуют месторождениям на карте полезных ископаемых:

На территории Югры (Ханты-Мансийский АО) добываются россыпное золото, жильный кварц, имеются значительные запасы бурого и каменного угля. В горной части округа – на Приполярном Урале обнаружены железные руды, бокситов, меди, цинка, хрома, марганца, редкоземельных металлов, бентонитов.

Но это все пока в перспективе, что мы имеем на сегодняшний день в промышленности?

Слайд №6-12

На сегодня годовая потребность промышленности Урала в железной руде составляет около 36 тысяч тонн. Вследствие отработки базовых месторождений в Свердловской и Челябинской областях потребности металлургических заводов Урала за счет местного железорудного сырья удовлетворяются лишь на 35%. Еще 35% покрываются за счет поставок горнодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии – расстояние транспортировки 2000-2200 км, Кольского полуострова – расстояние 2700-3300 км, и из Сибири (Коршуновский ГОК) – расстояние 3200 км. Около 28% импортируется с Соколовско-Сарбайского комбината (Казахстан).

Другим дефицитным сырьем является хромовая руда. Сегодня при годовом потреблении промышленными предприятиями Урала 1,4 млн. тонн хромовых руд, из них до 1 млн. т в год завозятся на ферросплавные предприятия из Казахстана (Донской ГОК, расстояние 1500 км), а также с Полярного Урала через Северо-Западный федеральный округ (расстояние 2800-2900 км). Основными потребителями являются ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Серовский завод ферросплавов» и предприятия огнеупоров ОАО «Магнезит».

В настоящее время на Урале добыча хромитов осуществляется тремя предприятиями: ОАО «Сарановская шахта рудная» (Пермская область), производство товарной руды около 110 тыс. т в год товарной руды со средним содержанием 32,3%; ЗДО «Уралхром» (Свердловская обл.) — 10 тыс. т с содержанием 35%; ОДО «Конгор-Хром» на группе месторождений Рай-Из (Полярный Урал), добыча богатых руд составила в 2005 г. 600 тыс. т с содержанием хрома 40%.

Марганцевые руды (до 1,7 млн. т в год) завозятся на металлургические и ферросплавные предприятия Урала из Украины (расстояние транспортировки 2700-3100 км) и Казахстана (расстояние транспортировки 1000-2000 км).

Основные запасы меднорудного сырья сконцентрированы на 30 мелких месторождениях. Промышленные запасы на большинстве эксплуатируемых месторождений будут отработаны в ближайшие 10-15 лет. В 1970 году 78% уральских медных руд добывалось открытым способом, в 2005 г. их доля сократилась до 30%. Значительная трудоемкость добычи медной руды привела в последние годы к нерентабельности разработки многих месторождений, поэтому часть рудников законсервировали. Обеспеченность уральской промышленности медным сырьем не превышает 20%. Поставки остального сырья ведутся из-за пределов округа, а часть медного концентрата экспортируется из Казахстана.

Нарастающий дефицит горнорудного сырья может привести к окончательной деградации уральского промышленного комплекса, что создает угрозу национальной безопасности. Ведь на Урале производится 38,5% российской стали, 37,5% готового проката чёрных металлов и 44,3% стальных труб. На Урале расположено и большинство основных оборонных предприятий страны.

Выход – в освоении ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала, это потребует строительства новых транспортных путей и расширения энергетической базы в округе. В результате реализации проекта будет создано более 50 новых предприятий, организовано 66 тысяч дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности и на транспорте, 3 тысячи — в лесной отрасли, 3,5 тысячи — в нефтедобыче. Численность населения в зоне действия будущего транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта увеличится почти на 150 тыс. человек.

Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» усилит конкурентные преимущества промышленности страны и исключит целый ряд угроз ее национальной безопасности.

Вопрос: почему в Ханты-Мансийском автономном округе введено в разработку гигантское Приобское месторождение нефти, ведь оно было признано не рентабельным в 90-е годы?

Эксперт по промышленности Ответ: Это были происки лоббистов, на самом деле новая переоценка ресурсов показала, что извлекаемые запасы нефти более 2,4 млрд. т..

Вопрос: почему проект был начат в 2005, а только в 2010 году начинает работать?

Слайд №13 Ответ: недостатки проекта

Высокая капиталоемкость проекта – стоимость проекта превышала 197 млрд. руб.

Не дострой участка дороги «Надым – Пангоды-Новый Уренгой-Корочаево». Проблема строительства второго моста через р. Надым.

Дефицит источников финансирования, в связи с кризисом финансирование стало невозможным.

Экономический кризис отложил реализацию некоторых планов, следовательно, возник риск неподтверждения грузовой базы проекта.

Вопрос: что этот проект дает промышленному комплексу?

Ответ: именно реализация этого проекта даст возможность сформировать в Арктической зоне и в районе Полярного Урала крупный промышленный комплекс, новой инновационной экономики.

Итак, мы выяснили, что главная задача проекта это комплексное развитие региона, а именно развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, освоение природных запасов северных территорий Урала и Западной Сибири.

В первую очередь рассмотрим транспортную инфраструктуру, слово предоставляется экспертам по транспорту.

 Игра.  Слайды №14-31

В настоящее время мегопроект включает в себя строительство объектов транспортной инфраструктуры, автомобильных, железных дорог, масштабных мостовых переходов при этом уже подтверждена рентабельность строительного комплекса, а само строительство ведется с применением самых передовых технологий. Возведение трубопроводного транспорта Пурпе – Саматлор общей протяженностью более 400 км и проект и проектным объемом более 25 000 000 тонн в год.

Напомним, что ключевым направлением реализации транспортного блока проекта “Урал Промышленный – Урал Полярный” является возведение железнодорожной магистрали Северный широтный ход, которая пройдет по линии Обская – Надым – Коротчаево.

Одним из объектов инфраструктуры Северного широтного хода является строительство уникального мостового перехода через р. Надым. В нем предусмотрена реконструкция устаревшего участка линии от Надыма до Нового Уренгоя, строительство ветки Салехард — станция Обская, возведение более 70 мостовых переходов и двух гигантских, двухъярусных мостов — через реки Надым и Обь. Сроки строительства: до 01.04.2016 г.

Вопрос: Не будут ли созданы препятствий для осуществления традиционных промыслов коренных народностей Севера (оленеводства, рыболовства, охоты, добычи морских животных и др.)?

Ответ: в процессе строительства должны быть предусмотрены мероприятия по защите пути от снежных заносов, защите оснований сооружений и основной площадки земляного полотна от пучин и морозобойного растрескивания, защите откосов и насыпей от наледей и других криогенных процессов;  в местах пересечения трассой дороги путей миграции оленей необходимо предусмотреть оленепроходы. Положение мест оленепроходов и их обустройство согласовать с представителями оленеводческих хозяйств;  ограничить нарушения растительно-мохового покрова за пределами подошвы земляного полотна и загрязнения подземных вод и открытых водоемов;  по окончании производства работ произвести полную уборку территории (вывезти мусор, всю технику и оборудование, пришедшее в негодность).

Вопрос: в связи со строительством транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта возникает вопрос, почему не сдвинуть эту дорогу к востоку? Ведь мы вмешиваемся в деятельность традиционных промыслов коренных народностей Севера (оленеводства, рыболовства, охоты, добычи морских животных и др.) а восточнее территория уже освоена.

Ответ: Избранный для дальнейшего проектирования Горный вариант максимально приближен к угольным месторождениям с наибольшим грузооборотом, а также учитывает расположение оленьих пастбищ, прохождение нерестовых рек и другие экологические вопросы, необходима рабочая сила, далее здесь будут построены более 50 новых предприятий, сюда будет приток около150 тыс. человек, и здесь более устойчивый грунт, при строительстве это очень важно. Восточнее грунт более заболочен и стоимость всех работ выше.

Вопрос: Расскажите о транспортном коридоре

Слайд 32. Строительство железной дороги “Полуночное – Обская”, общая протяженность которой составляет 849 км. Планируемый объем грузоперевозок составляет от 16,6 млн. тонн в 2015 году до 35,8 млн. тонн к 2030 году. Протяженность железной дороги по территории Ханты-Мансийского автономного округа – 494 км. Железнодорожная линия “Полуночное – Обская” включена в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Автомобильная дорога “Агириш – Няксимволь – Саранпауль – Обская” будет строиться одновременно с железной. Ее протяженность составляет 795 км, в том числе непосредственно по территории округа – 547 км.

Создание транспортного коридора позволит не только обеспечить доступ к богатейшим горнорудным месторождениям Приполярного Урала, но и будет способствовать экономическому росту населенных пунктов автономного округа, расположенных у восточных склонов Урала, повышению комфортности проживания населения, развитию социальной инфраструктуры.

Слайд№33 Вопрос: Существуют ли требования по экологической безопасности к компаниям, допущенным к проекту?

Ответ: Требования по экобезопасности для всех участников проекта – а сегодня это около 25 компаний – одинаковы. В своей деятельности они обязаны использовать инновационные технологии, чтобы минимизировать ущерб природе Ямала.

«В данном районе большое количество биологических ресурсов — рыбы, дичи. Местные жители способны жить там только за счет данных ресурсов. Почти все реки, через которые пройдет железная дорога, являются нерестовыми, в них может исчезнуть рыба. Поэтому реализация проекта будет происходить при участии ученых. В местах проведения строительств, на территории будут созданы природоохранные зоны.

Проектом предусмотрены организационно-технические мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций в период строительства и эксплуатации объектов.

Задание. Вместе с экспертом вы должны на карту нанести электростанции в ваших картах.

Слайд №31 При реализации проекта развития территории Приполярного Урала в регионе появляются новые крупные потребители электроэнергии:

– магистральный железнодорожный транспорт;

– предприятия топливной промышленности, создаваемые на базе месторождений бурых углей;

– предприятия по добыче и обогащению рудного сырья для чёрной и цветной металлургии, химии и промышленности строительных материалов;

– объекты инфраструктуры.

 

Общая потребность в электроэнергии по новым и существующим потребителям оценивается величиной 67-235 МВт на 2015-2020 годы.

Слайд №34. Проектом предусмотрено строительство новых электростанций на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов мощностью около 6000 мегаватт. Это:

Электростанция в п. Харп 12 МВт – уже работает;

ПГУ ТЭС Полярная 500МВт– газотурбинная электростанция, строительство закончено;

ГРЭС Северо-Сосьвинская 1200МВт – это энергокомплекс, начато строительство в 2010 году. Это инновационный проект в области переработки твердого топлива;

ГРЭС Приполярная 1200 МВт;

Няганьская ГРЭС 1200 МВт – завершена работа по монтажу 1-го блока на 420Мвт;

Ноябрьская ПГЭ 1200 МВт – это парогазовая электростанция, закончено строительство 1-го блока;

Тэрельская ТЭС 1200 МВт;

ТЭС Тарко-Салинская 1200 МВт;

ГРЭС Уренгойская 150 МВт.

Вопрос: почему в нижнем течении реки Оби не построены ГЭС?

Ответ: строительство приведет к образованию водохранилищ, ведь Обь течет по низменности и будут затоплены лесные массивы и месторождения нефти и газа и повысится заболоченность.

Слайд№35 «Для северных районов реализация проекта будет означать движение диверсификации их экономик, освоение значительной ресурсной базы. Для старопромышленных территорий реализация проекта – это повышение сырьевой обеспеченности металлургических и машиностроительных производств, создание 70 000 новых рабочих мест. Объем заказов может превысить 200 миллиардов рублей, другими словами речь идет о мультипликативном эффекте для Уральского федерального округа, а также совершенствование транспортной системы России в целом».

Слайд №36 Какие выводы мы с вами можем сделать подытоживая работу нашего круглого стола?

Выводы:

– Освоение территории осложнено заболоченностью, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере.

– Западная Сибирь богата природными ресурсами особенно топливными.

– Отраслями специализации Западной Сибири являются нефтяная, газовая, угольная, металлургическая и лесная отрасли, работающие на собственном сырье.

– Инновационные проекты основаны на месторождениях угольного кластера, никеля, кварца, баритов и бентонитов.

– Благодаря реализации национального проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный мы вовлечем в промышленный оборот минеральные ресурсы, стоимость которых оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Это обеспечит дальнейшее развитие производственных сил не только Югры, но также всего Уральского региона и России в целом.


Нет комментариев к записи “Урок по ФГОС, география. Западная Сибирь – урок, презентация, 9 класс
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016