Составление описания природного комплекса своей местности (экскурсия)

Материал размещен в: Уроки географии

изучение природы, Экскурсия

экскурсияЦель: формирование умений показыва  ть взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса. Задачи: – образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»

развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.

– воспитательные: развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.

Место проведения: работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.

Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Ход работы:

I Организационный момент.

II Проверка знаний

– Перечислите природные компоненты.

– Что такое  природный комплекс?

– Приведите примеры природных комплексов нашей местности.

III Изучение нового материала

Актуализация знаний.

– Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?

– Почему?

Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и  составлять описание комплекса.

Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.

2.Составить описание природных комплексов своей местности.

Задачи: используя типовой план, дать описание природного комплекса.

Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса.

1. Географическое положение. Направление от школы.

2. Характер поверхности и тип почвы.

3. Воды, их расположение.

4. Растительность и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана природных компонентов комплекса.

Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).

Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся – ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.

Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану

Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.

Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.

3. Сделайте выводы.

– Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.

Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на  видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

– Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.

Ребята, послушайте замечательные слова поэта Н. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.

Всё в тающей дымке;

Холмы, перелески.

Здесь краски неярки и звуки не резки,

Здесь медленны реки,

Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть –

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Чтоб вдруг отразили прозрачные воды

Всю прелесть задумчивой русской природы

( Н. Рыленков)

IV. Домашнее задание.

Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных  комплексов.


Нет комментариев к записи “Составление описания природного комплекса своей местности (экскурсия)
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 5 093
Поставь оценку!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016