Путешествие на Кон-Тики – из истории современной географии

Материал размещен в: Блоги пользователей


Маршрут Кон-Тики

Маршрут Кон-Тики

Невероятное путешествие на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан Тура Хейердала и его друзей не было первым для этого «Колумба ХХ века». Но стало настолько знаменитым, что навсегда прославило великого норвежца – поставив его вровень с другим величайшим исследователем океанов – Жаком Ивом Кусто. И фигур такой величины, подобных этим двум почти ровесникам, прожившим без малого по 90 лет яркой, насыщенной приключениями и всемирной славой жизни каждый, в современной истории пока что не видно и близко.

Макет плота Кон-Тики

Макет плота Кон-Тики

Утлая – по океанским меркам – лодчонка, с шестью романтиками и даже не профессиональными моряками на борту, способная пересечь океан?! До этого путешествия всех считавших такую возможность реальной даже теоретически – просто поднимали на смех. Однако Тур был упрям – и свято верил в то, что древние полинезийцы способны были пересекать тысячи километров бушующих волн на своих, связанных лианами, плотах из лёгкого и прочного бальсового дерева. И, в конце концов, таки посрамил скептиков – повторив фантастический путь, по которому, по его твёрдым убеждениям, пра-полинезийцы приплыли на свои острова с южноамериканского материка.

Тур Хейердал на острове Пасхи

Тур Хейердал на острове Пасхи

Плот – идея и строительство

Свой плот Хейердал стал строить по собственноручно изготовленным чертежам, в точности повторявшим известные плоты великой цивилизации инков – поскольку их плавания на дальние расстояния, за сотни лет до прихода в Америку конкистадоров, были уже подтверждены и скрупулёзно документированы. Основой плота послужили 9 крупных бальсовых брёвен, более 10 метров длиной каждое. Срубленные в дикой сельве Эквадора, деревья для них были сплавлены на побережье, освобождены от коры и надёжно связаны вместе по технологии, использовавшейся инками и майя. Верхней «палубой» послужила вторая девятка таких же брёвен – лишь значительно меньшего диаметра – устеленных обычными плетёными циновками из бамбука. Из мангрового дерева были вырезаны и установлены центральная мачта, снабжённая прямоугольным парусом (в использовании которого инки и будущие полинезийцы не отличались от других великих мореплавателей древности – викингов), невысокие борта и рулевое весло. Домом же отважных путешественников должна была послужить обычная, закреплённая на палубе бамбуковая хижина с крышей из банановых листьев.

Тур не отклонился от техники постройки индейских плотов ни в чём – наотрез отказавшись использовать современные гвозди и даже канаты. Название же плавсредству было выбрано величественное и вполне инкское – Хейердал нарёк его именем древнего солнечного божества американских индейцев, Кон-Тики. Забегая вперёд, следует отметить, что и свои будущие «суда» – тростниковые Ра и Ра-2 – уже знаменитый путешественник также назвал именем уже древнеегипетского Бога солнца. Кроме того, по индейским легендам Кон-Тики, изгнанный инками, некогда уплыл на Запад – и именно его путь твёрдо решила повторить шестёрка отчаянных мореплавателей.

Отплытие

В то, что Кон-Тики доберётся до берегов Полинезии, не верил никто. Ну, разве что десяток ушлых журналистов и чудаков-провинциалов, «на всякий случай» бравших автографы у членов отчаянной команды в слабой надежде перепродать их втридорога в случае свершения Чуда, каковым они считали удачное завершение плавания.

Впрочем, даже они заключали между собой пари, ставя намного больше на то, что плотик не пройдёт по океану и нескольких сотен километров.

И вот, наконец, 28 апреля 1947 года Кон-Тики отправился в путь – с маленькой, но смелой командой на борту. В которую, кроме самого Хейердала, входили инженер (и по совместительству метеоролог и гидролог) Герман Ватцингер, штурман по предназначению и художник по профессии Эрик Хессельберг (лично изобразивший на парусе самого Кон-Тики), радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю и кок Бенгт Даниэльссон. Впрочем, «на счастье» команда была пополнена и седьмым участником – в роли которого выступила взятая на борт попугаиха Лолита.

Плавание

Более чем 100-дневное плавание Кон-Тики было настолько невероятным и наполненным приключениями, что впоследствии их описаний хватило на целую книгу (к слову сказать, очень быстро разошедшуюся в десятках миллионов экземплярах). А также, хватило их и на увлекательный документальный фильм, вполне справедливо удостоенный «Оскара» -смотрите его онлайн.

В 2012 году вышел на экраны художественный фильм об этом знаменательном географическом событии – вы можете посмотреть трейлер к нему прямо у нас.

К таковым можно отнести, например, невероятное количество летающих рыб и прочих обитателей океана – залетавших и выбрасываемых волнами прямо на плот и тем самым в изобилие снабжавших путешественников свежей пищей. Готовились завтраки, обеды и ужины на обычном примусе (однажды едва не приведшим к пожару из-за заснувшего кока, не заметившего уже перекинувшийся на тростниковую хижину огонь – но, к счастью, быстро потушенного). Ловила шестёрка мореплавателей и рыбу – клевавшую буквально на пустой крючок, и буквально за 10-20 минут набиравшуюся на солидную трапезу.


Из более крупных представителей тихоокеанской фауны радовали экипаж Кон-Тики разве что дельфины. А вот акулы, мелкие экземпляры которых хотя и были пойманы в небольшом количестве и успешно съедены, при смене на более крупных хищников доставляли неприятности. Несколько раз только чудо спасало членов экипажа от их укусов, а одну из них, огромную китовую, даже пришлось отогнать гарпуном.

Несколько раз, по словам мореплавателей, они стали свидетелями совершенно необъяснимых с точки зрения науки явлений: гигантские светящиеся круги под водой диаметром в несколько километров, которые медленно часами крутились на большой глубине, то поднимаясь выше, то опускаясь. Или неожиданный взлет НЛО из воды и моментально исчезнувший в небе. Видели они и огромное существо, которое неизвестное науке, но сфотографировать его в сумерках не удалось.

Утлый, на первый взгляд, плот нёс на себе более тонны только пресной воды (которую время от времени слегка разбавляли морской – для поддержания солевого баланса). Научное же и морское оборудование было надёжно упаковано в водонепроницаемые коробки.

На пути к архипелагу Паумоту (где и закончилось это необыкновенное путешествие) путешественникам пришлось пережить и две серьёзные бури, одна из которых продолжалась почти пять суток. Главной её опасностью оказались огромные волны, сломавшие рулевое весло, мачту и даже приведшие к расхождению брёвен. Почти нечеловеческими усилиями палубу и снасти удалось восстановить, однако шторм унёс седьмого члена экипажа – ставшую любимицей Лолиту.


Лишь 7 августа 1947 года, проделав путь почти в 7000 км, они высадились на берег – доказав всему миру, что даже тысячи лет назад путешествия на плотах из Южной Америки на тихоокеанские острова были абсолютно реальны!

Настоящий плот Кон-Тики в музее

Настоящий плот Кон-Тики в музее

 

Загрузить и показать галлерею изображений

Нет комментариев к записи “Путешествие на Кон-Тики – из истории современной географии
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 370
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016