Механизмы возникновения и формирования профессионального интереса.

Возникновение трудностей в профориентационной работе с учащимися зачастую обусловлено незнанием и игнорированием механизмов, лежащих в основе возникновения и формирования у субъекта профессионального интереса к определенному виду деятельности. Рассмотрим механизм возникновения профессионального интереса.
Согласно гипотезе Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, «внутренние действия субъекта происходят из внешних», путем их интериоризации. Это положение имеет важное значение в понимании механизма возникновения профессионального интереса. Составными компонентами профессионального интереса являются: эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой. Возникновение профессионального интереса начинается с проявления положительных эмоций у субъекта в отношении к профессии. Учащиеся являются непроизвольными наблюдателями деятельности своих наставников, родителей, тех, кто окружает их. Постоянное наблюдение (вначале непроизвольное, а затем произвольное) приводит к тому, что учащимся начинает нравиться та или другая профессия. Однако проведенный нами анализ сочинений на тему «Моя любимая профессия» показал, что некоторые учащиеся не могли ответить на вопросы, почему им нравится профессия, что послужило первоначальным источником возникновения интереса к профессии.
В школьные годы возникновению интереса зачастую способствует деятельность их наставника, его советы, советы родителей. Сами учащихся еще не могут представить себя в той или иной роли, и не все они готовы обосновать выбор профессии, что может привести к ошибкам.
Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии (мотивационный компонент), происходит обоснование своего профессионального выбора. Далеко не все учащиеся руководствуются профессионально значимыми мотивами, что указывает на необходимость управления процессом формирования профес¬сиональной мотивации у учащихся, так как на следующем этапе формирования личности перестроить сформировавшуюся мотивацию не всегда удается. Характер мотивов определяет сущность профессионального интереса и устойчивость его сохранения у субъекта.
С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии, внутреннее ее принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции.
Таким образом, механизм возникновения профессионального интереса представляет собой проявление у субъекта ряда процессов в отношении к профессии. С целью получения стабильно функционирующего профессионального интереса у учащихся необходимо управлять процессом его возникновения.
Процесс формирования профессионального интереса у школьников представляет собой «накопление» информации различных структурных компонентов. Эмоциональный компонент – это положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе, удовлетворенность выбором. Мотивационный компонент включает обоснование выбора профессии, выделение факторов, обусловливающих этот выбор. Интеллек-туальный компонент наполняется представлением о выбранной профессии, знанием ее особенностей. Волевой компонент включает активность субъекта при познании и выборе профессии. Характерно, что содержание образовавшихся структур составных компонентов в старшем школьном возрасте подвергается минимальной перестройке.
В формировании профессионального интереса у учащихся вскрыт механизм «подкрепления», пусковым импульсом которого являются положительные результаты выполняемой ими деятельности. Благодаря им, осуществляется перестройка в структуре интеллектуального и волевого компонентов интереса. В основе механизма подкрепления лежат положительные эмоции, возникающие у субъекта при положительной оценке его деятельности. Отрицательная оценка также может давать результаты. Однако необходимым условием для этого является то, чтобы выполняемая им деятельность была для него значимой и имела личностный смысл.
Смена неопределенного отношения к профессии на положительное, а также возникновение устойчивого стремления к качественной подготовке себя как профессионала вызывает перестройку в интеллектуальном и волевом компонентах. Ситуативное обращение к специальной литературе сменяется постоянным, происходит повышение волевой активности субъекта в овладении профессией. Процесс перестройки эмоционального и мотивационного компонентов имеет индивидуальный характер.
В процессе управления формированием профессионального интереса проявляются два механизма. Первый заключается в том, что специально организованные условия и мероприятия, а также используемые средства способствуют актуализации профессионально значимых мотивов, формированию положительного отношения к профессии, росту интеллектуальной и волевой активности личности. Субъект, находясь в определенных условиях, самостоятельно принимает решения. Если выполняемая деятельность значима для субъекта, то он будет стремиться к положительной оценке ее в будущем. Такой механизм в психологии принято называть «снизу вверх». В данном случае усиливаются те структурные компоненты интереса и их составляющие, которые служат исходным пунктом для его формирования. К ним можно отнести у школьников чувство восхищения выбираемой профессией, у студентов – состояние удовлетво¬ренности выбранной профессией и осознание способностей, у специалистов – убежденность в правильном выборе профессии. Механизм «снизу вверх» стимулируется в основном изменени-ем внешних условий.
Второй механизм заключается в усвоении субъектом предъявляемых ему в «готовом виде» целей, задач, идеалов, ценностей, отношений, мотивов, необходимых волевых усилий, которые должны быть сформированы, превратившись из внешне понимаемых, во внутренне принятые и реально функционирующие. Объяснение субъекту смысла предъявляемых требо¬ваний в его профессиональной деятельности облегчает и ускоряет принятие их за собственные. Этот механизм называется «сверху вниз». Проявление его особенно четко наблюдается при использовании приема «прогнозирования профессиональной перспективы». Данный механизм опирается на искусственную перестройку действующего у субъекта профессионального интереса.


Нет комментариев к записи “Предпрофильная подготовка и профильное обучение
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 501
Поставь оценку!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016