Повышение качества географического образования

Материал размещен в: Научные статьи по географии

качество, образование, Юрий

Повышение качества географического образования при помощи информационно-коммуникационных технологий и моделирование проектно-исследовательской деятельности в сочетании и информационными технологиями

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
В своей работе мы широко используем информационно-коммуни-кационные технологии. Это использование компьютера, мультимедиа проектора, интерактивной доски, документ камеры, интерактивного тестирования. Созданный и накопленный интерактивный материал позволяет нам провести любой урок, по любой теме в интерактивном режиме (объяснить материал, закрепить, провести практическую часть, создать проект, и проверить знания при помощи интерактивного тестирования).
Какой же это материал?
Прежде всего, это: интерактивные географические карты по России и миру, которые позволяют изучать карту, проверять знания учащихся и составлять творческие проекты; электронные уроки и интерактивные тесты для 6-11 классов, которые способствуют развитию интереса учащихся к географии, и, как следствие, повышают мотивацию к обучению.
Мы считаем, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о горах, о вулкане Ключевская Сопка, о водопаде Игуасу, но и увидеть эти объекты и показать, где они расположены на карте. Наглядность географического образования – это одна из приоритетных задач, которые мы ставим перед уроком.
Подготавливая интерактивный урок, мы всегда готовим презентацию урока, которая позволяет логически построить урок по структуре. Ввести в интерактивный урок: тему, план, цели, таблицы, видеосюжет, фотографии, практическую часть, тестирование, домашнее..задание.
Созданный географический портал и электронная почта помогают нам в проведении олимпиад, тестирования и подаче учебного материала, а также при осуществлении внеакадемических форм образовательной деятельности на Всероссийском уровне (олимпиады, фестивали, географическое общество, сообщества и ассоциации учителей географии).
Творческие задания, которые получают учащиеся, связаны с созданием презентаций или видеосюжетов по определенной теме. Поиском информации учащиеся занимаются в системе интернет. Самостоятельно готовят при помощи видеокамер, фотоаппаратов, компьютерных программ.
В рамках школьной видеостудии учащиеся создают видеопроекты экологического характера, о школьной жизни, о школьных новостях, о своих увлечениях и увлечениях своих товарищей.
Одним из значимых и больших проектов стал проект создания интернет-сайта по географии на портале МОУ СОШ с УИОП №78 г. Воронежа. На этом сайте размещен не только информационный материал о кабинете географии, о наших проектах, о наших достижениях, об обучении географии в нашей школе, программы по географии, но также можно найти обучающие игры, план практических работ, провести интерактивное тестирование, найти полезную информацию при подготовке к уроку, узнать значение географических терминов. Размещенные электронные уроки позволяют осуществлять дистанционное обучение. В данный момент мы осуществляем телекоммуникационный проект: ДООГ «Дистанционная обучающая олимпиада по географии».
В перспективе планируется размещение на нашем географическом сайте картографического материала, размещение программ, позволяющих в интерактивном режиме получать снимки и карты из космоса, со спутников. Планируется дальнейшее размещение творческих работ учащихся на нашем интернет сайте. В перспективе – домашние задания, выставленные оценки.
Дифференцированный подход к обучению мы также реализуем с использованием информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого мы формируем тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряя его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.
Ученик, показывающий посредственные знания, создает и уверенно представляет на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Это позволяет учащимся повысить те только собственную самооценку, но и оценку в классном журнале, расширить кругозор и почерпнуть новые знания.
Большую роль в индивидуализации обучения играет компьютерное тестирование, более привлекательное для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается с машиной. Во-вторых, тесты могут быть представлены в игровой форме. Выполнение интерактивных тестов позволяет вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Большие возможности для активизации творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику расширить кругозор и углубить свои знания.
В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как игры. Игровые ситуации и задания, которые встречаются в программах, делают процесс обучения максимально увлекательным.
Использование инновационных педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Метод; проектов полностью реализуется в мультимедийных пре-зентациях и других компьютерных проектах. Подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (неоценимую помощь предоставляет Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать разнообразные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, он создает уникальные проекты.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
Какие же технологические возможности информационно-коммуникационных технологий мы используем в своей практике?
«Тренажеры». Формирование и закрепление умений и навыков, а также самоподготовка учащихся. Используются эти программы после усвоения теоретического материала.
«Контролирующие». Контроль знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
«Демонстрационные». Наглядная демонстрация учебного материала.
«Геоинформационные системы» (ГИС). Сбор, хранение, исправление, анализ и показ на картах информации о земной поверхности. ГИС это также моделирование явлений на земной поверхности.
«Имитационные». «Симуляция» объектов и явлений.
«Справочно-информационные».
«Учебные». Электронные, мультимедиа учебники.


Один комментарий к записи “Повышение качества географического образования
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


  1. …..
    Thumb up 2 Thumb down 0

    Сорри, я не поняла… а когда исследование было проведено?

Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016