Подготовка учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации

Материал размещен в: Документы по географии


pautЧурляев Ю. А. учитель географии МБОУ СОШ 78 География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Нельзя представить себе по-настоящему культурного человека, не знающего основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Компьютер – это величайшее достижение современной технологии – должен стать незаменимым помощником учителя.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Использование компьютера на уроках географии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

При создании компьютерных презентаций к урокам географии очень удобно использовать программу РоwеrРоint. Она как нельзя лучше способствует созданию «образа территории» в сознании учащихся, что является одной из целей изучения географии России.

Компьютерные презентации – современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом.

Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране компьютера явления и процессы, изучаемые в географии, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить межпредметные уроки, например, урок географии и искусства.

Самой удобной формой учебных программ является комбинированная программа. Желательно включить в программу дифференцированные упражнения, игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.

На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Главный язык географии – карта, но с этим бывают проблемы (нет вообще или устаревшие). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Это позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.

Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.

Стало возможным показывать аэрокосмические и фотоснимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать нужную графику, аудио и видеофайлы, предварительно обрабатывать их специализированными редакторами. Примеров использования такого материала можно привести много, например, по темам: «Озеро Байкал», «Извержение вулканов», «Ильменский заповедник».

В некоторых компьютерных программах по географии заложены практические работы по темам. Они могут носить тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы.

Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются.

Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы дети использовали программы в качестве справочника, для написания сообщений и рефератов. Многие диски по географии имеют ссылки на образовательные ресурсы в Интернет.

Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и для выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географии возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами.

Поэтому возникает необходимость в создании собственных «учебников», в форме презентаций. Для подготовки использую упомянутую выше программу MSO PowerPoint, с помощью которой можно создать слайды для показа: диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. В течение 3-х лет я создала множество презентаций по географии по различной тематике, и все они опробованы на уроках. Как подтверждают регулярный мониторинг эффективности, реализуемый посредством анкетирования, ребята предпочитают традиционному способу объяснения нового материала именно такой, когда учитель использует ИКТ на уроке.

Компьютерные презентации удобны тем, что их можно использовать как на отдельном этапе урока (выводить на экран определения, типовые планы, планы характеристик, описаний, планы практических работ, статистические материалы), так и в течение всего урока (при изучении новой темы, когда учебного материала нет в учебнике – «География своего края»). Презентации удобны тем, что при их подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока, разместить его в нужной последовательности.

Мультимедиа-технологии позволяют построить презентацию так, что необходимая информация появится в нужный момент, тогда, когда это нужно учителю. Таким образом, данная технология значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину (учащиеся не переспрашивают – все видно на экране), активизирует учащихся, формирует интерес к предмету, способствует развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета), то есть повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным.

Исследования показали, что после включения мультимедийных учебников и презентаций, подготовленных учителем, в содержание уроков по курсу «География России» и «Экономическая и социальная география мира» интерес к географии у школьников значительно возрос, что, соответственно, положительно сказалось на успеваемости по предмету.

 


Нет комментариев к записи “Подготовка учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 893
Оценка 1,33 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016