poteplenieОбразование в наше время становится функцией быстро меняющейся жизни. Мы вступили в глобальный мир, приняли правила либерального общества, лозунг которого «Свобода и конкуренция». Учителя географии осознают, что на них лежит колоссальная ответственность за воспитание поколения, которое будет способно реализовать националь­ную идею, добиться успеха в меняющемся мире, обустроить свою страну.

В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития. Учителю необходимо осознать, что знания о мире вторичны для человека и не имеют абсолютного значения. Но в то же время полученные в ходе изучения предмета «География» знания и умения необходимы ученику для примене­ния их в практической деятельности и повседневной жизни. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого составляет как естественное, так и гуманитарно-общественное научное знание. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. При этом, хотя направленность географического образования меняется, требования к знаниям и умениям остаются прежними. И эти знания и умения проверяются Единым государственным экзаменом.

В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю, хотя было два. В седьмом – два часа в неделю, опять же меньше на один час; в восьмом и девятом классах — по два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу в неделю, и то при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определен­ный профиль, география, к сожалению, может вообще не изучаться. Считается, что фи­зикам и лирикам изучать географию нет необходимости.

Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например «Политическая карта», или во­обще упразднены, например страноведческий курс в 10 – 11 классах.

В нашем обществе до сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку, а на географов как на чудаковатых личностей а-ля Паганель, которые от нечего делать куда-то там ездят и чего-то там собирают. Соответственно в головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит не заслуживающего сколько-нибудь почтительного отношения, вида человеческой деятельности. А отсюда проистекает и соответствующее отношение к изучению такого школьного предмета, как география.

Получается, что география нужна только самим географам. Как у Фонвизина — «не дворянская наука… куда изволишь, туда извозчик свезет». А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам.

В 2009 на географическую науку обратило внимание правительство России. Русское географическое общество (РГО) возглавил Сергей Шойгу, а попечительский совет этого общества В. В. Путин. На развитие географическое науки выделены правительственные гранты. Принято решение возрождать кружки географии и журнал Вокруг света. В 2010 году Премьер-министр Владимир Путин принял участие в расширенном заседании попечительского совета РГО, который он возглавляет. Глава правительства лично вручил одиннадцать грантов на проекты РГО, некоторые из которых можно назвать географическими ничуть не в большей мере, чем политическими. Речь идет, в частности, о проектах по освоению Арктики, изучению роли тюркских народов в истории России, а также исследованию Байкала. И это только малая доля географических возможностей.

Почему Российское правительство стало уделять такое пристальное внимание географической науки, что не скажешь о Министерстве образования. При помощи географической науки можно решить современные природные, демографические и политические проблемы. Решение вопросов о спорных границах между Норвегией и Россией в Баренцевом море, выявление доказательств о российском шельфе в Северном Ледовитом океане, изучение изменений происходящих в природе и влиянии их последствий на Российское государство, решение межнациональных конфликтов (так как они связаны с традициями, обычаями и религиями народов, а это ничто иное, как вопросы географии географической науки), ну и конечно выявляя причинно-следственные связи географическая наука способна решить демографические проблемы, возникшие у нас в стране.  В этих вопросах обществознание не заменит географию.

К тому же на данный момент география — это единственный предмет, который воспитывает любовь к Родине. История воспитывает патриотизм, а география – любовь к Родине, причем в большей степени к малой родине. Обидно становится за наш интересный предмет, который расширяет кругозор и развивает учащихся, а часы на него почему-то постоянно сокращаются. Знания и умения, которые должны приобрести учащиеся с ведением новых стандартов остались прежними и учащиеся просто физически не успевают усвоить материал, который заложен в новых стандартах.

Учебно-методические комплекты по географии должны соответствовать всем требованиям нового стандарта, помогать достигать целей, поставленных современным обществом перед школой. В связи с новыми подходами к результатам изучения предмета должны быть изменены и требования к проверке этих результатов. Усиление их ориентации на результаты образования является принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения. Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Соответственно должен измениться и УМК по географии.

Все мы индивидуальны, и каждый учитель испытывает разные трудности в своей ра­боте. Кому-то надо помочь составить тематическое планирование, а кому-то надо помочь разработать интерактивный урок. Некоторые учителя не владеют методикой конструирования и планирования урока, исходя из целей, другие не знают методов и приемов деятельностного подхода. Исходя из этого, надо выявлять затруднения учителей по определенным аспектам и формировать группы по интересам. Курсы повышения квалификации должны предлагать тематику на основе выявленных затруднений, а учитель должен выбрать, что ему надо изучить.

При нынешнем подходе к географии, когда он широко не востребован на рынке труда и особенно при поступлении в ВУЗы, нужна практическая направленность, дети должны осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность: экскурсии, походы, путешествия. Преподаватель должен использовать на уроке современные средства обучения, применять ИКТ. И конечно, учитель должен быть яркой личностью – это повышает интерес к изучению любого предмета. На мой взгляд на экономические факультеты надо вернуть экзамен по географии, который в своё время был заменён обществознанием.

Если говорить о ЕГЭ, я считаю, что он объективно проверяет знания по географии, но к сдаче ЕГЭ нужна особая подготовка. Чтобы получить высокий балл, учащийся должен повторить под руководством учителя весь курс географии с 6 по 11 классы. Во время урока такую подготовку осуществить невозможно, ведь учитель должен реализовывать программу, работать в соответствии с тематическим планированием.

На мой взгляд, если ученик не хочет или не может по ряду причин поступать в вуз, ему должна быть предоставлена возможность сдачи экзамена в традиционной форме. В большей степени это касается выпускников 9 классов. Хотя, на мой взгляд, география продавцу (менеджеру) нужна больше, чем алгебра и геометрия.

Я со своими учащимися провожу уроки-походы, после этих путешествий и исследований мы подготовим и представили на конференциях Русского географического общества учащихся при Воронежском государственном университете такие проекты, как «Ландшафтный дизайн пришкольного участка», «Архитектура школьного двора», «Исследование травянистого покрова Среднего Прибитюжья», «Исследование поймы реки Усмань». Все эти проекты удостоены дипломов различного достоинства. Одним из значимых проектов стал созданный в 2008 году «Географический портал» www.mygeog.ru -этот проект и сейчас продолжает свое развитие.

Этот сайт я использую для проверки знаний по пройденному разделу или теме я подготавливаю интерактивные тесты, которые составляю, исходя из целей и задач урока. Тест размещаю на своем географическом портале, а на уроке в классе мы этот тест решаем в интерактивной форме на интерактивной доске. Шрифт теста можно увеличить, чтобы было видно и на последней парте. Проходя эти тесты, весь класс активно и с интересом работает на уроке.

В своей работе я уже третий год использую видеосюжеты, связанные с теми или иными событиями. Ведь география осуществляется здесь и сейчас. Это изменение границ между Россией и Норвегией (проведение демаркационной линии), землетрясение в Япо­нии, война и смена власти в Ливии и т.п. Эти видеосюжеты я записываю на рекор­дер дома, обрабатываю их, сокращаю до нужного размера, вырезаю рекламу. К опре­деленной теме урока стараюсь подготовить видеосюжет из цикла телепередач «Моя пла­нета». И это тоже замечательный географический проект, который занял призовое место  на кинофестивале в Словакии.

После выше изложенного я бы сказал, география становится дворянской наукой, так как её в качестве экзамена принимают и изучают только в МГИМО, где учится элита нашего общества, и она – география востребована высшим руководством нашей страны, так как они вершат политику, используя географические знания, не только в нашей стане, но и в мире.   Чурляев Юрий Алексеевич

 

 


Нет комментариев к записи “О географическом образовании
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 282
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016