Население России

Материал размещен в: Уроки географии

население, россии

НаселениеУрок 13. Население России. Численность и воспроизводство населения Цели: Познакомить с численностью населения России, определить причины, влияющие на изменение численности населения. Дать определение понятий «демо­графический кризис», «естественный прирост населения». Развивать умение рабо­тать со статистическим материалом.

Оборудование: Политико-административная карта России, статистические дан­ные о численности населения.

Ход урока

I.   Организационный момент

II.  Изучение нового материала

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Население России».

Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет эконо­мики страны.

На доске вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить в конце урока.

1.  Какова численность населения России?

2.  Какое место занимает Россия среди других стран по численности населе­ния?

3.  Как можно получить сведения о численности и составе населения?

4.  Как изменяется численность населения России?

5.   Что называют естественным приростом населения?

6.  Что такое демографический кризис?

7. Что такое демографический взрыв, демографическая революция?

8.  Что такое естественное движение населения?

9.   Типы воспроизводства.

Проводится лекция с элементами беседы и анализом статистического материала (уч. Д., §5, с. 30, уч. А, с. 45, §11).

1. Определим численность населения России. (Население России составляет 145 млн человек, Россия занимает 7 место в мире, уступая Китаю ~ I место, 1 млрд 300 млн человек; Индии – II место, 1 млрд; США – III место, 266 млн; Индонезии – 220 млн человек; Бразилии – 170 млн; Пакистану – 147 млн человек.)

2.  Определим численность населения по данным переписи населения. Последняя перепись прошла в 2002 году.

3.  Численность населения СССР и России в течение XX века изменялась. Изме­нение численности населения связано с естественным приростом населения, который определяется соотношением численности родившихся и умерших жителей страны.

Для определения естественного прироста из показателя рождаемости вычитают показатель смертности:

ЕП = Р – С

Запись в тетрадь

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей. Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей.

4. Определим динамику естественного прироста населения, рождаемости России на 1000 жителей (таб. 9, с. 32 уч. Д.; табл. 4 с. 57 уч. А.)

Годы 1913 1926 1940 1960 1980 1990 1991 1994 1999
Число родившихся 47,8 44,7 33 23,2 15,9 13,4 12,1 9,5 8,4
Число умерших 32,4 21,3 20,6 7,4 10,6 11,4 11,4 15,7 14,7
Естественный прирост 15,4 23,4 12,4 15,8 5,3 2,2 -0,7 -6,1 -6,3

Вывод: Численность населения России с 1990 года стала падать. А естественный прирост с 1991 году стал отрицательным.

Вопрос: Каковы причины снижения численности населения России?

5. Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения чис­ленности населения. Определим причины демографических кризисов:

1) Революции, войны;

2)  Эпидемии;

3)  Голод.

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем рево­люция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

2-й демографический кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-34 гг.

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Ин­фляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

6   Рассмотрим процессы воспроизводства населения и их типы. Воспроизводство населения – это процесс производства людей людьми; процесс

непрерывной смены поколений. Воспроизводство можно заменить понятием естест­венное движение населения. Естественное движение включает – рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

3 типа воспроизводства населения

архетип

традиционный тип

современный тип.

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

Далее учитель рассматривает особенности типов воспроизводства. А учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют таблицу:

Тип воспроизводства Рождаемость Смертность Естественный прирост
1. Архетип Зависит от природ­ных ресурсов Равна рождаемости Прирост невысокий
2. Традиционный тип Высокая, не регули­руется Высокая, низкая продолжи­тельность жизни Невысокий
3. Современный Невысокая, регули­руется Снижение Не высокий, а ино­гда отрицательный

III. Закрепление

–  По тексту учебника (с. 54 уч. А.) ответьте, в чем причины снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения? (I. Снижение детской смертности; 2. Организация социального обеспечения (пенсии старикам, де­ти не являются единственными кормильцами в старости); 3. Семьи, как пра­вило, живут без родителей (дедушки и бабушки нянчили внуков); 4. Эманси­пация женщин (женщины имеют права на образование, на работу, на карье­ру); 5. Рост затрат на воспитание и образование детей (садик платный, школа -учебники, тетради и пр.))

–  Сравните воспроизводство населения России с воспроизводством населения в странах Ближнего зарубежья. (В странах Балтии: в Эстонии и Латвии (рели­гия протестантство) рождаемость равна смертности, а в Литве (религия католицизм отрицает планирование детей) рождаемость выше; в Средней Азии (религия ислам) высокая рождаемость – демографический взрыв; в рес­публиках Закавказья – высокий естественный прирост в Азербайджане (рели­гия ислам), а в Грузии и Армении (христианство) низкий уровень естествен­ного прироста; в славянских государствах (Украина, Беларусь) естественный прирост низкий, а в конце XX в. и начале XXI в. отрицательный.)

Проанализируйте график (рис. 14, с. 54, уч. А.) естественного прироста населе-

ния России. Объясните снижение темпов прироста населения в начале 20-х годов, в 30-х годах и в 40-х годах XX века.

–   Проанализируйте график естественного движения населения России (с. 55, рис.15, уч. А., с. 30, рис. 10, уч. Д.). Определите периоды высокого естественного прироста населения, период демографического перехода к современному типу воспроизводства, период демографического кризиса.

–  Объясните различия в показателях рождаемости (табл. 4, с. 57, уч. А.), смертности и естественного прироста населения по регионам России. (Псковская область отличается самой низкой рождаемостью и самой высокой смертно­стью, т. к. здесь в сельской местности очень высокий процент в структуре населения пожилых людей; Дагестан – республика, где традиционно по кано­нам ислама преобладают многодетные семьи, в структуре населения преоб­ладают дети и молодые люди; В Магаданской области низкая рождаемость и низкая смертность, т. к. это зона Севера. Пожилые здесь не остаются, а уезжают, заработав льготную пенсию, в более благоприятные для жизни районы. А приезжают сюда на заработки молодые, здоровые мужчины.)

Домашнее задание

По уч. А.: §11 (с. 45-47 до размещения населения) и §12; По уч. Д.: §5.

Индивидуальное задание: Опросите своих родителей, бабушек и дедушек. Уз­найте, сколько детей было в их семьях? Все ли рожденные дети дожили до взросло­го возраста, до старости. Сделайте вывод о типе воспроизводства.

Работа со словарем: обратите внимание на термины, встречающиеся в тексте (знать, уметь объяснить, что они означают).

1.  Естественный прирост населения;

2.  Рождаемость;

3. Смертность;

4.  Младенческая смертность;

5. Демографический кризис;

6.   Демографический взрыв;

7. Демографическая революция;

8.  Естественное движение (воспроизводство) населения;

9.  Эмансипация;

10.   Современный тип воспроизводства.

Урок 14. Миграции населения

Цели: Изучить особенности миграций в России. Дать определения понятиям «ми­грация», «иммиграция», «эмиграция», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «сальдо миграций». Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населе­ния и определить пути решения проблем. Развивать умение анализировать статисти­ческие материалы.

Оборудование: Политико-административная карта России, статистический мате­риал.

Ход урока

I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания

1.  Устно рассказать об особенностях изменения численности населения России.

2.Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.

3. Повторение терминов (см. домашнее задание урока 13; на доске перечень по­нятий темы).

4.  Географический письменный диктант на термины и понятия:

а)  Численность населения России составляет … (145млн человек).

б) В каком году прошла последняя перепись населения России? (2002.)

в)  Естественное движение или … (воспроизводство) или … (процесс непре­рывной смены поколений).

г) Переход от одного типа воспроизводства к другому называется … (демо­графическая революция).

д)  Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах называется … (эмансипация).

е)  Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости? (Демографический взрыв.)

ж) Разница между числом родившихся и числом умерших людей? (Естест­венный прирост населения.)

з) Уменьшение численности населения называется … (демографический кри­зис, или депопуляция).

и) Число умерших в возрасте до 1 года на тысячу родившихся называется (младенческая смертность).   .

к) Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при … (тради­ционном) типе воспроизводства.

III. Изучение нового материала

План лекции на доске:

1.    Что такое миграция?

2.    Причины миграций.   Воздействие переселений на жизнь общества   Насильственные переселения.

5.     Миграционные проблемы.

6.   Миграции в вашем крае.

Запись в тетрадь

Миграции – переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграцию называют еще механическим движением населения.

Миграции делятся на внутренние и внешние. Миграции населения в пределах границ одной страны называются внутренними, а за пределы страны – внешними.

Виды миграций (по схеме уч. А с. 58) и по уч. Д (§7, с. 38)

по уч. Дронова Миграции

по уч. Алексеева Миграции населения

внутренние

1)урбанизация

(из села в город)

2)субурбанизация

(из города в село)

3) насильственные

миграции

внешние иммиграции

эмиграции реэмиграция

не имеющего

постоянного места

жительства (цыгане)

имеющего

постоянное

место жительства

I

безвозвратные 1) из села в город

2)    из города в село

3)   насильственные

I

возвратные

1)  сезонные

2)   маятника

3) в командировки, в гости и др.

Объяснение видов миграций сопровождается вычерчиванием схемы «Виды ми­граций» и дополнением схемы примерами: (по уч. Д. и А.)

Вопросы к классу:

–  Как же мигрировало население СССР и России в XX веке? Что послужило причинами миграции?   .

– Куда же мигрирует и мигрировала в XX в. часть населения России, имевшая постоянное место жительства?

Рассмотрим наиболее крупные миграции:

1. Самая мощная миграция XX века прошла с 1926 г. по 1988 г. – это переезд людей из села в город, т. е. процесс урбанизации населения.

Вопрос: С чем был связан этот процесс? (С индустриализацией экономики СССР. Большое количество русских переселились в период индустриализации в национальные союзные республики СССР. За 10 лет с 1959 года число русских, живущих в республиках СССР, выросло на 5 млн человек.)

2. Насильственные переселения до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и на остров Сахалин. После Октябрьской революции поток ссыльных резко увеличился: это раскулаченные крестьяне в период коллективизации, дворянство, духовенство, интеллигенция.

Вопрос: Назовите наиболее известные факты «переселения народов». Покажите на карте (рис. 12, с. 35, уч. Д.) пути депортации народов. (В 1937 году около 200 тыс. корейцев Приморского края в течение двух недель были вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1939 г. сотни тысяч поляков, литовцев, эстонцев, латышей были вы­селены в Сибирь. В 1941 году все немцы СССР были выселены в Сибирь, на Урал, в Казахстан. В 1943 г. в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкар­цы, крымские татары, калмыки, турки-месхетинцы, греки, карачаевцы и др. В 1956-57 гг. народы Северного Кавказа были возвращены на свою родину.)

3.  Добровольные миграции в 50-х годах XX в. прошли на Юг Сибири и в Казах­стан. Русские, украинцы и другие народы ехали на освоение «целинных земель». Массовая миграция прошла ив районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это были плановые миграции.

Вопрос: Что означает «плановая миграция» и в чем она заключалась? (Миграция проводилась с целью освоения природных ресурсов неосвоенных районов СССР. Не­которые объекты строились как «ударные комсомольские стройки» с привлечени­ем молодежи, например, БАМ.)

4.   Сейчас происходит обратный процесс: массовая миграция из районов Крайне­го Севера, Дальнего Востока и Европейского Севера. Инфляция «съела» сбережения жителей Севера, а доходы не компенсировали расходы на питание, одежду, отдых. Северяне уезжают, как правило, в Центральную Россию, Поволжье, на Урал, т. е. в те районы, которые раньше были основными территориями оттока населения.

5.   В 90-е гг. XX в. началась миграция из города в село и пригороды, так назы­ваемый процесс субурбанизации. В крупных городах из-за неблагоприятной эколо­гической обстановки (шумовое, пылевое загрязнение), высокого уровня преступно­сти, дороговизны земли часть населения выезжает в пригороды и села, где строят коттеджи.

6. Ежегодно в России активизируются сезонные миграции: с началом огородного сезона миллионы людей едут на дачи, сады-огороды; в сезон отпусков – на юг, в деревню и т. д.

Вопрос: Для каких народов характерны сезонные миграции и с чем это связано? (Сезонные миграции характерны и для кочующих народов Севера: оленеводы пере­гоняют свои стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а к зиме оленей перегоняют в лесотундру под защиту леса.) Приведите примеры маят­никовых и сезонных миграций. (Маятниковые миграции связаны с вахтовым мето­дом работы на Крайнем Севере.) 

IV. Закрепление

–  Что такое миграции?

–  Назовите виды миграций (внутренние и внешние).

–  Приведете примеры «переселения народов». (Корейцы, немцы, чеченцы, ингу­ши, карачаевцы, поляки и др.)

–  Каковы причины миграций? (Насильственные, экономические заработать деньги.)

–   В чем экономическое значение миграций? (Они способствуют территориаль­ному перераспределению работников, освоению новых территорий.)

–  Почему снизился миграционный отток жителей села в город? (В городе в условиях экономического кризиса очень трудно устроиться с жильем и работой особенно в малых и средних городах из-за высокого уровня безработицы.)

–    Что такое иммиграция, эмиграция? Приведите примеры. (Иммиграция – въезд в страну. Сейчас в Россию едут беженцы и вынужденные переселенцы, боль­шей частью русскоязычное население бывших республик СССР. Эмиграция – выезд из страны. Эмигрировали из России, а раньше из СССР ев­реи, немцы. Сейчас усилился отток (утечка) умов, т. е. высококвалифициро­ванных специалистов (музыканты, ученые, инженеры, спортсмены) – элита населения России.)

Домашнее задание

По уч. А.: §13, ответить на вопросы для самооценки с. 62-63. По уч. Д.: §7, вопросы, с. 44 (1-6).

1.    В каких видах миграций участвовали или участвуют члены вашей семьи?

2.  Какие миграционные процессы происходят в настоящее время в вашем субъекте (республике, крае, области)?

Творческое задание по уч. А, с. 63 (на выбор): «Моя точка «зрения»; «Проблема ждет вашего решения»; «Мой край в судьбе России».

Урок 15. Демографическая ситуация

Цели: Изучить демографическую ситуацию в России и ее значение для страны. Научить анализировать половозрастные пирамиды. Показать различие возрастного состава городского и сельского населения.

Оборудование: Политико-административная карта России.

Ход урока

I.   Организационный момент

II Проверка домашнего задания

1.  Устный взаимоопрос в парах. Первый вариант рассказывает 1-й вопрос второ­му варианту и наоборот:

а) Рассказ о видах миграций, причинах их вызывающих;

б Рассказ о насильственных миграциях в СССР.

Проверка выполнения творческих работ.

3. Географический диктант:

а)   Перемещение населения из одного пункта в другой со сменой места жи­тельства называется … (миграция).

б)  Летние переселения горожан на дачи, садовые участки – это пример … (сезонной миграции).

в)   Самая многочисленная миграция населения прошла в XX в. во многих странах (особенно в развитых) и идет быстрыми темпами в развивающих­ся странах, это переселение населения, связанное с индустриализацией страны называется … (урбанизация).

г)  В районах притока населения смертность … (снижается), а рождаемость … (растет).

д)   Естественная убыль населения называется … (депопуляция).

е)   Прочему Северный Кавказ, являющийся районом с притоком населения, отличается высокой долей пожилого населения? (Сюда едут пенсионеры-северяне.)

ж)   Большая часть мигрантов ехала туда на время, чтобы заработать деньги, а за­тем потратить их на покупку дома или автомобиля, но инфляция «съела» их сбережения. О каких мигрантах идет речь и в какие регионы они уезжали?

з)  Выезд людей из страны называется … (эмиграция).

и) Возвращение русских из республик ближнего зарубежья в Россию – это пример … (реэмиграции).

III.  Изучение нового материала

– Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, чго такое демографическая си­туация, почему надо ее знать, что такое половозрастная пирамида и как ее расшиф­ровать.

Запись в тетрадь

Демографическая ситуация — это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

–  Графически демографическая ситуация показана на половозрастной пирамиде (рис. 17, с. 64, уч. А.; рис. 11, с. 33, уч. Д.), которая отражает и демографическую историю, и половую, и возрастную структуру населения.

Анализ половозрастной пирамиды:

1.  Определение периодов снижения рождаемости и выяснение причин спада. (Войны, голод.)

2. Прогнозирование повторения демографической ситуации в стране. (Через 25 лет от начала 90-х годов, т, е. к 2015 году, снова ожидается снижение рож­даемости.)

3.  Возрастная структура населения регионов России. Ее зависимость от мигра­ций, традиций и пр.

4.  Половой состав населения.

IV. Закрепление

– Сравните половозрастные пирамиды более подробно (по уч. А., с. 66, рис. 19).

а)  для города Москвы

Вариант ответа: Возрастная структура населения отличается низкой долей 50-летних, 25-летних и очень низкой долей детей 0-3 лет, т. е. очень низкой рождае­мостью. Это дети, внуки и правнуки тех, кто родился во время Великой Отечест­венной войны. Довольно высокая доля пожилых людей, среди которых преобладают женщины.

б)           Магаданская область

Вариант ответа: Это территория Севера, куда на заработки приезжали взрос­лые мужчины, кроме того, здесь много лагерей, где отбывают наказание заключен­ные (преимущественно мужчины), поэтому на половозрастной пирамиде преобла­дание мужчин. Доля пожилых в Магаданской области небольшая, так как, дорабо­тав до пенсии, они уезжают в районы с более благоприятными природными усло­виями. Демографическая ситуация в Магаданской области типична для любой тер­ритории Севера.

в)           Псковская область (сельское население)

Вариант ответа: Демографическая ситуация в Псковской области характеризу­ется высокой долей пожилых женщин (бабушки в деревнях), преобладанием муж­чин до 45-летнего возраста (это холостые мужчины, их «невесты» уехали в город в поисках более легких условий жизни). Преобладание мужчин до 45 лет, а затем преобладание женщин можно объяснить высокой смертностью мужчин (алкого­лизм, пьянство, травматизм и т. д.) и низкой продолжительностью жизни.

г) Дагестан (сельское население)

Вариант ответа: В Дагестане высокая рождаемость и поэтому высокая доля детей. Рождается больше мальчиков, но уже к 5 годам преобладают девочки. Да­гестан – республика, в которой не завершился демографический переход (от тра­диционного типа к современному) это объясняет высокую рождаемость. Отток населения слабый. Село Дагестана более «молодое».

Домашнее задание

По уч. А.: §14; §5, По уч. Д.: анализ рис. 11, с. 33. Ответить на вопрос № 2, с. 67.

Опережающее задание:

Подготовить сообщения о традициях религий: православия, ислама, буддизма.

Урок 16. Национальный и языковой состав населения России

Цели: Сформировать представление об административно-территориальном де­лении России. Дать определение понятиям «ассимиляция», «титульный народ».

Дать знания об языковых семьях, группах. Изучить особенности национального и религиозного состава населения.

Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополни­тельными источниками информации.

Оборудование: Политико-административная карта, и карта народов России.

Ход урока

I.   Организационный момент

II.  Проверка домашнего задания

1Что называется демографической ситуацией? (по уч. А.)

2) Анализ половозрастных пирамид (уч. А., рис. 19, с. 66).

3)  Цифровой демографический диктант.

Расставить цифры к регионам, к которым относятся следующие признаки. Неко­торые признаки относятся к двум регионам, поэтому в итоге цифр может быть по­ставлено 10, а не 8:

1. Для региона характерен отток населения.

2.  Это регион притока пожилого населения.

3.  Высокая рождаемость.

4.  Низкая доля детей.

5.   Высокая доля детей и молодых.

6. Преобладание взрослого мужского населения.

7.  Высокая доля пожилого населения в сельской местности.

8.  Высокий уровень смертности.

(Север России – 1, 4, 6; Северный Кавказ – 2, 3, 5; Центральная Россия – 2, 4, 7, 8.)

4)  Объясните «перетяжки» в половозрастной пирамиде России. Почему они перио­дически появляются вновь через 20-25 лет? Каков прогноз очередного снижения рож­даемости? («Перетяжки» в половозрастной пирамиде означают резкое снижение рождаемости. Причиной этому явлению может быть война, голод и экономический кризис. Повторение низкой рождаемости ожидается через 25 лет от 1991 г., т. е. придется на 2015 год.)

5)  Оцените демографическую ситуацию в России начала XXI века. (Естествен­ный прирост отрицательный смертность высокая и превышает рождаемость; эмиграция составляет около 100 тыс. в год, иммиграция около 500 тысяч человек в год, т. е. положительное сальдо миграций.)

III. Изучение нового материала

– Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения России. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает 130 наро­дов.

Распложена Россия на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европей­ские страны – Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав силь­но влияние ислама, а значит на республику Азербайджан – неоспоримо влияние мусульманских соседей – Турции и Ирана. Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузин.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казах­стана также очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, уз­беков, уйгуров.

Итак, не только Россия многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т. д.

Народы России по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям:

1.  Индоевропейская семья (89% населения);

2. Алтайская семья (7% населения);

3.  Кавказская семья (2% населения);

4. Уральская семья (2% населения).

Семьи делятся на группы. Так, в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье -славянская, а среди славян крупнейший народ – русский (82,5% всего населения).

В. Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принад­лежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеют.

Русские области России – это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запада (Ленинградская, Псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские.

Учащиеся чертят схему или таблицу классификации народов по языковой при­надлежности:

54

Раздел 3. Население России

Индоевропейская семья Алтайская семья Кавказская семья Уральская семья
славянская группа тюркская группа монгольская группа финно-угорская группа
русские, украинцы, белорусы татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, тувинцы, алтайцы, ногайцы, карачаев­цы и др. буряты, калмыки, аварцы, даги, лакцы, кабар­динцы, чеченцы, ингуши, адыгей­цы, грузины мордва, удмурты, марийцы, каре­лы, коми (зыря­не) и коми-пермяки, ханты, манси

Работа с картой:

– Укажите на карте места проживания народов, относящихся к:

1.  Индоевропейской семье.

2.  Алтайской семье.

3.  Уральской семье.

4. Кавказской семье.

Одни Народы широко расселились за пределами своей республики – татары, мордва; а другие живут в пределах своей республики.

Запись в тетрадь

Титульный народ – это народ, по названию которого называется республика: Та­тарстан – татары, Карелия – карелы.

Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения респуб­лики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т. е. растворения одних народов среди других. Например, в Татарстане – татары со­ставляют 48,5% населения, а в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%.

– А теперь познакомимся с национальным составом населения России (табл. 10, с. 36, уч. Д.):

. Вопросы к классу: -Назовите народы индоевропейской семьи.

– Какой народ самый многочисленный в России?

–  Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

–  Какой народ, входящий в индоевропейскую семью и исповедующий иудаизм, эмигрировал в 80-90-е годы в Израиль? (Евреи.)

–  Народы алтайской семьи исповедуют преимущественно ислам. Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии. (Чуваши и якуты – православ­ные, а тувинцы, калмыки и частично буряты – буддисты.)

– Какой народ Северного Кавказа исповедует православие? (Осетины.) -Назовите самый многонациональный народ. К какой семье или группе он отно­сится? (Славянская группа -русские; Алтайская семья – татары; Уральская семья мордва; Кавказская семья – чеченцы.)

– Какой народ, исповедующий буддизм, живет в Европейской части России? (Калмыки.)

Назовите народы, относящиеся к финно-угорской группе в России. (Мордва, удмурты, карелы и др.) Назовите народы этой группы, живущие за пределами России. (Финны, эстонцы, венгры.)

IV. Закрепление

После заслушивания ответов учитель предлагает открыть политико-админис­тративную карту и найти 21 республику РФ и 10 национальных (автономных) окру­гов и записать в тетрадь название субъекта и его столицу.

Тема для обсуждения:

– Справедливо ли по отношению ко всем народам России существующее ныне (сталинское) административно-территориальное деление? Вопросы для уточнения:

1.  Назовите республики, где коренное население преобладает, республики с ра­венством коренного и русского населения, республики с преобладанием рус­ского населения.

2. Назовите республики, в которых два титульных народа. (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария.)

3. Имеет ли такой народ, как шорцы, свое национально-территориальное образо­вание (республику или национальный округ)?

Дополнительный материал

Для работы на уроке очень полезна таблица 11 (уч. Д., с. 37). Ее полезно иметь на каждом столе как раздаточный материал.

Особенности населения республик России

Республика Площадь, тыс. км2 Население в 2000 г., тыс. чел. Доля городского населения Плотность заселения чел/км2 Доля русских,%
коренная нацио­нальность русские
1. С преобладанием коренного населения
Дагестан 50,3 2120 40,7 38 80,2 9,2
Чеченская 19,3 св. нет 42 68 70,7 23
Ингушская 317 41
Чувашия 128,3 1362 60,8 74 68 22
Тува (Тыва) 170,5 311 47,5 1,8 64 32
Кабардино-Балкария 12,5 786 57 63   57,6 30
Северная Осетия (Алания) 8,0 662,7 68 87 53,0 29,9
II. С равенством коренного и русского населения
Татарстан 68 3784 74 55 48,5 43,3
Калмыкия (Хальмг-Танч) 76,1 316 40 4,3 45,4 37,7
Марий-Эл 23,2 761 62 32,8 43,3 47,5
Карачаево-Черкесская 14,1 433,5 44 31 40,9 42,4
III. С преобладанием русского населения
Карелия 172,4 71 74 4,6 10 74
Хакассия 61,9 581 71 9,4 11,1 79,5
Башкирия 143,9 4110 65 28,2 21 39
Адыгея 7,6 449 54 59,1 22 68
Коми 415,9 1151,4 75 3 234 58
Бурятия 351,3 1038 60 3 32,5 60,8
Удмуртия 42,1 •1633 70 39 30,9 50,3
Алтай 92,6 203 25 2,1 31 68
Мордовия 26,2 937 59 36,8 32,5 60,8
Якутия (Саха) 3103,2 1000 64 0,3 33 50,3

– Назовите народы России, которые не имеют своей республики или националь­ного округа (по уч. А., прил. с. 2).

Домашнее задание

По уч. А.: §22, с. 101, вопросы для самооценки; По уч. Д.: §6, все вопросы.

1) Нарисовать национальные костюмы народов России, например, народов Кавказа, татарский, ненецкий, русский и т. п. (по желанию).

2)  «Моя точка зрения» (по желанию).

3)  Творческое задание: ответить на вопросы задания «Мой край в судьбе Рос­сии» (можно дать группе учащихся и заслушать на следующем уроке).

4)  Составить кроссворд «Народы России» или «Республики России» (на выбор).

5) Отметить республики на контурной карте.

Урок 17. Народы России. Культура, религия и быт

Цели: Познакомить учащихся с разнообразием народов России. Сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках, этических нормах). Познакомить с религиозными традициями православия, ислама, буддизма. Воспитать уважительное отношение к традициям любого народа России.

Развивать умения работать с дополнительной литературой, выступать с сообще­нием и слушать выступления своих товарищей.

Оборудование: Политико-административная карта России, рисунки костюмов народов России.

Ход урока

I. Организационный момент

При подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: подготовиться к выступлению о культуре народов.

1  группа – Русские;

2  группа – Народы Севера России (ненцы, чукчи и др.);

3  группа – Народы Северного Кавказа;

4  группа – Народы, исповедующие буддизм (буряты, калмыки);

5   группа – Народ, живущий в вашем регионе, или в соседних субъектах РФ, или

народы Средней Волги (татары, башкиры, чуваши и др.).

Для выполнения задания необходимо подобрать дополнительный материал, иллюстрации, национальные костюмы и т. д. Учащиеся могут воспользоваться энциклопедиями «Физическая и экономическая география России», «Аванта плюс».

II. Изучение нового материала (продолжение)

Россия – многонациональная страна. Здесь проживает около 130 больших и ма­лых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.

Выступление 1 группы

Тема: «Культура русского народа»

Это может быть история народа. Праздники (языческие и православные); рассказ о традициях и быте, об особенностях национальной кухни, о народных художест­венных промыслах, о фольклоре или искусстве.

Выступление 2 группы

Тема: «Народы Севера России»

Сообщение выполняется по той же схеме, что и первое. Оно может также включать рассказ о национальной одежде народов Севера России, особенностях их жи­лищ и национальных промыслах (охота и пр.).

Выступление 3 группы Тема: «Народы Северного Кавказа»

Выступления группы о народах Кавказа. Можно рассказать о традиционном кав­казском гостеприимстве, кавказском угощении и нормах поведения.

Выступление 4 группы

Тема: «Народы, исповедующие буддизм»

Сообщение выполняется по той же схеме, что и предыдущие.

Выступление 5 группы Тема: «Народ, живущий в вашем регионе»

В сообщении о народах Средней Волги можно рассказать о таких национальных праздниках, как Рамадан, Сабантуй, Курбан-Байрам и др.

Примерные выступления групп могут быть следующими:

Кавказское гостеприимство

Вежливость ценят на Кавказе очень высоко. Адыгейская пословица гласит: «Не стремись к почетному месту если ты его заслужил, оно тебе достанется».

Гостеприимство и уважение соблюдается неукоснительно. Гостю выделяют лучшую комнату. Ни на минуту его не оставят одного.

Во главе стола – тамада, а почетный гость – справа от него, далее садятся по старшинству. Младшие члены семьи за столом не сидят.

Пренебрегать или злоупотреблять гостеприимством нельзя! За столом даже гостю следует соблюдать правила. Особенно строгие правила у адыгейцев, черкесов, кабардинцев. Сидеть полагается чинно. Нельзя наваливаться на стену, разваливаться на стуле, закидывать ногу на ногу. Разговаривать неторопливо и негромко.

Знаменитое кавказское блюдо шашлыки – делают нечасто. Чаще мясо варят и тушат. На Кавказе также любят горячие молочные блюда сырная крошка и мука в топленой сметане. Пьют охлажденный кисломолочный продукт – айран. Именно горцы Кавказа изобрели кефир. На Кавказе часто едят каши: просяную или кукурузную. А овощи едят постоянно – в свежем, квашеном и маринованном виде. Традиционная сладость – халва.

Русская изба

Дом крестьянский состоял из жилой и хозяйственной частей. Дома могли быть четырехстенки, пятистенки, шестистенки. Хороший дом – пятистенок – состоял из пяти стен. Избы в северных районах России поднимали высоко над землей, строили еще «подъизбище» и «подлет».

Жилище (изба) делилась по диагонали. Центральное место в ней занимал крас­ный (передний) угол с иконами и столом, который, .по выражению С. Есенина, «по­добен заре, поток – небесному своду, а матица – Млечному Пути».

Жилая часть изба с русской печкой. Печь русская играла первейшую роль. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись.

В жилой части находились и неотапливаемые (холодные) помещения – сени и клеть. В клети хранили запасы, там же могла храниться зимняя одежда. Летом в клети, где было прохладно, спали. Мебели почти не было. Лавки, сундуки, полки.

Перегородок не было. На пол стелили половики, на окна вешали полотенца. Взрос­лые спали на полу, дети размещались на полатях.

На почетной лавке сидели родители, гости, а на свадьбе – молодые. У входа стояла лавка, где могли сидеть приходящие и нищие. В Кировской области до сих пор можно услышать приглашение соседки «приходи сидеть», т. е. поговорить (отсюда «посиделки»).

Хозяйственная часть имела мастерские, кладовые и поветь. На поветь с улицы поднимался бревенчатый настил – взвоз. Зимой на повети хранили сено, а внизу стоял скот.

III. Закрепление

Сочинение по изученному материалу.

Заслушав сообщения групп, учитель предлагает написать короткое сочинение о традициях народов России, исповедующих православие, ислам, буддизм или др. религию (на выбор). Например, сочинение может быть посвящено особенностям национальных кухонь.

Примерный план сочинения:

1. Особенности кухни;

а) кухня христиан (в православии есть ряд продуктов, запрещенных к упот­реблению в пищу);

б) кухня мусульман (мусульмане должны употреблять только халяльную пищу, т. е. ту, что «разрешена богом»; к строго запрещенным продук­там, харамным, относится мертвечина, также запрещено употреб­лять вина и т. п.);

в) кухня иудеев (система питания евреев кашрут, в ее основе несколько за­претов: никакого мяса не признается, запрещено готовить в субботу; еда -дело священное, поэтому ничего из положенной на тарелку еды нельзя вы­брасывать, даже рыбьи кости);

г) кухня буддистов (большинство очень сложных запретов и разрешений на питание действуют только в монастырях, простые смертные мо­гут есть все, что угодно, отсюда и разнообразие блюд восточной кух­ни).

2. Праздники, связанные с приемом пищи:

а) система праздников в православии (Яблочный спас, Медовый Спас; также в православии существует система постов – это время, когда запреща­ется употреблять в пищу мясо, птицу и молочные продукты);

б) система праздников в исламе (Рамадан и пр.);

в) система праздников в иудаизме;

г) система праздников в буддизме.

Домашнее задание

По уч. А.: §22; По уч. Д.: §6.

На контурной карте отметить республики, входящие в состав России и их столи­цы. Обозначить на карте цветом религии, которые исповедует население данных республик (зеленым цветом – республики с религией ислам; желтым – религия буд­дизм; розовым – православие).

Урок 18. Урбанизация в России. Города России

Цели: Изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов. Учить проведению социологического опроса. Развивать творче­ские способности учащихся, умение анализировать статистические данные. Пока­зать значение городов в материальной и духовной жизни населения. Учить учащих­ся дискутировать по проблемам городов. Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегаполис.

Оборудование: Политико-административная, физическая и карта плотности на­селения. Схемы городов – Москвы, Санкт-Петербурга.

Ход урока

I. Организационный момент                                                                                                                                                                                                                                        .

II. Проверка домашнего задания

1) Проверить выполнение творческих заданий.

2) Творческое задание «Мой край в судьбе России».

3) Ученики, составившие кроссворд, могут задать вопросы кроссворда своим то­варищам.

4) Проверить работы на контурных картах.

5) Географический тест:

1.  Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье:

а) алтайской; б) индоевропейской;                                                                                                                                                                           в) уральской.

2. В славянскую группу вместе с русскими входят …

а) украинцы; б) карелы;        в) белорусы.

3. Второй по численности народ России – это …

а) украинцы; б) башкиры;     в) татары.

4. Назовите народы, входящие в тюркскую группу, но исповедующие право­славие.

а) татары;      б) чуваши;       в) якуты;       г) башкиры.

5. Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буд­дизм, -это …

а) буряты;     б) калмыки;      в) коми.

6. Установите соответствие.

а) православие                                                                                                                                                          1) башкиры

б) ислам                                                                                                                                                                       2) русские

в) иудаизм                                                                                                                                                                   3) евреи.

7. Укажите народы, говорящие на языках финно-угорской группы.

а) удмурты,-карелы, коми;

б) чуваши, татары, башкиры;

в) чеченцы, карачаевцы, аварцы.

8. Выберите народы, имеющие свои автономии.

а) нанайцы;

б)  мордва;

в) коряки.

9. В какой из республик преобладает коренное население?

а) Карелия;

б) Дагестан;

в) Хакассия.

10. В какой из республик преобладает русское население?

а) Удмуртия;

б) Тыва;

в) Чечня (Ичкерия).

Ответы: /. б; 2. а, в; 3. в; 4. б, в; 5. б; 6. а-2, б -1, в – 3; 7. а; 8. б, в; 9. б; 10. а.

III. Изучение нового материала

–   Сегодня мы познакомимся с урбанизацией в России. Что же такое урбаниза­ция? Под урбанизацией часто понимают рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни, увеличение числа городов, формирова­ние сети городов.

Страна городов

Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой»; т. е. «страной городов».

Первые города возникли еще в I тысячелетии н. э. В IX в. в летописях упомина­ются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII веку насчитыва­лось уже около 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось до 3000 городов.

Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу» – Санкт-Петербурге. А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. Многие села (165) получили статус города.

В XIX веке города, как опорные пункты, были образованы на границах Россий­ской империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Гроз­ный, Владикавказ),

Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше все­го возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке.

В сер. XX в. рядом с крупными городами возникли города науки – «наукограды» (около Москвы – Дубна, Реутов, Зеленоград и др.). Выросли города-курорты в Кры­му, на Черноморском побережье Кавказа (Ялта, Сочи). Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки).

Вопросы к классу:

– Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество для своего развития.)

В кон. XIX – нач. XX в. в России было всего два города-миллионника (Санкт-Петербург и Москва) и около десятка городов с населением более 100 тысяч жи­телей (Киев, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Астрахань и др.). Что привело к росту городов в последующие годы? Как изменилась численность го­родов? (К росту городов привели: отмена крепостного права (1861 г.), процесс индустриализации 30-х годов XX в. К концу 30-х гг. в России доля городского на­селения (уровень урбанизации) увеличилась с 18% до 34%; к 1958 г. доля город­ского населения достигла до 50%, а к началу 2002 года она оставила 74%.)

Назовите современные города-милионники и покажите их на карте. (Москва – 8,4 млн чел.; Санкт-Петербург -4,7 млн чел.; Новосибирск —1,4 млн чел.; Нижний Новгород – 1,36 млн чел.; Екатеринбург – 1,27 млн чел.; Самара -1,17млн чел.; Омск- 1,158млн чел.; Челябинск- 1 млн чел.; Пермь — 1 млн чел.; Уфа- 1,0 млн чел.; Казань – 1,0 млн чел.; Ростов-на-Дону – 1,0 млн чел.)

– Какой населенный пункт считается городом? (Городом может считаться населенный пункт с населением более 12 тысяч человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)

Города различают по функциям и по численности населения: по численности населения

1. Малые до 20 тысяч жителей (до 50 тысяч).

2. Средние до 100 тысяч жителей.

3. Большие – более 100 тысяч жителей.

4. Крупные – более 250 тысяч.

5. Крупнейшие — более 500 тысяч.

6. Города-миллионеры.

по функциям

центральные места                                                                                                                                                                                                                                                         отраслевые центры

1. Столица (Москва)                                                                                                                                                1. Промышленные центры (Нижний Тагил)

2.            Неофициальные столицы                                                                                        2. Транспортные центры экономических районов

(порты: Находка, Новороссийск)

(Санкт-Петербург,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             3. Наукограды

Нижний Новгород, Новосибирск)                                                                                                                                                                                                    (Обнинск, Зеленоград)

3.            Центры республик, краев,                                                                                                                                           4. Туристические центры (Суздаль) областей (Казань, Тверь)                                                                                                                                                                                                                                         5. Города-курорты (Сочи)

4. Районные центры

Города – многофункциональные центры, т. к. они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.

Запись в тетрадь

Мегалополис (греч. megas – большой, polls – город; происходит от названия древнегреческого г. Мегалополь, возникшего от слияния более чем 35 поселений) -наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.

Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объеди­ненных тесными связями:

1) трудовыми (в Московской агломерации ежедневно тысячи людей, живущих в городах-спутниках (Люберцы, Мытищи, Одинцово…) едут на работу вМоскву.

2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры, в магазины и др.).

3) производственные (поставки сырья, материалов и др., т. е. связи между пред­приятиями городов-спутников и крупного города).

4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций, сетей (теп­ло-, энерго-, водо-, газоснабжения, очистных сооружений).

Самостоятельно: прочитать толкование термина «инфраструктура».

Задания:

По уч. А., с. 83; по уч. Д., с. 47:

– Выясните, что такое поселки городского типа. (Населенные пункты с числом жителей более 3 тысяч, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)

Где в России наибольшая доля городского населения, то есть, где выше уро­вень урбанизации? Почему? (Самые высокоурбанизированные субъекты Рос­сийской Федерации – это, во-первых, северные территории, где сельским хо­зяйством из-за экстремальных природных условий заниматься очень трудно или невозможно Мурманская область – 92%; Магаданская область – 92%; Ханты-Мансийский АО – 91%; во-вторых, высокая доля городах в промыш­ленных районах с крупной агломерацией – например. Московская область.)

Найдите (прил. табл. 1, уч. А.) республики, округа и области с низким уровнем урбанизации.

IV. Закрепление

– Что называется урбанизацией?

– Что такое агломерация?

– Что такое мегалополис?

– Что такое инфраструктура?

– Назовите уровень урбанизации в России на начало XXI века? (73-74%)

Назовите функции города. (Административные, промышленные, культурные, транспортные и т. д.)

–  Как делятся города по людности? (Малые, средние, большие, крупные, круп­нейшие, города-миллионники.)

– Назовите и покажите на карте города-миллионники.

– Можно ли считать городом населенный пункт с численностью жителей в 10 тысяч человек, в 15 тысяч человек?

– Назовите города своей области, республики, края, округа.

Домашнее задание

По уч. Д.: §8, задания № 1; По уч. А.: §16-18, с. 51. Задания группам (5 групп):

1 группа – Провести социокультурный практикум с. 76 (уч. А.).

2 группа – Моя точка зрения с. 78 № 2 (уч. А.).

3 группа – Моя точка зрения с. 79 № 2 (уч. А.).

4 группа – Творческое задание:

а) Передайте мысли о любимом городе в стихах, очерке, рассказе и т. д.

б) Изучите гербы городов своей республики, области, а также городов Рос­сии, где вы побывали, или хотите побывать.

5 группа – Подготовить сообщение «Сельский образ жизни».

Урок 19. Расселение населения. Сельское население России

Цели: Изучить плотность населения России. Познакомить с основными типами сельских поселений, образом жизни жителя села, с особенностями деревенской на­циональной культуры. Выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения проблемы.

Оборудование: Карты плотности населения, политико-административная, физи­ческая; дополнительная литература.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Повторение терминов:

Урбанизация, агломерация, мегалополис, инфраструктура, рождаемость, смертность, половозрастная структура населения, миграция, депопуляция, естественный прирост, иммиграция, эмиграция.

2) Фронтальная работа по принципу «Я знаю, что…». Учащиеся по желанию или по очереди дают определение. Например, Я знаю, что урбанизация – процесс роста городов и городского населения; распространение городского образа жизни.

3) Географический диктант:

а) Разница между рождаемостью и смертностью … (естественный прирост).

б) Сокращение численности населения в стране … (депопуляция).

в) Скопление городов вокруг крупного города … (агломерация).

г) Механическое движение населения … (миграция).

д) Выезд людей из страны … (эмиграция).

е) Въезд людей в страну … (иммиграция).

ж) Количество родившихся на 1000 жителей за год … (рождаемость).

з) Процесс роста городов и городского населения, распространение город­ского образа жизни… (урбанизация).

и) Количество умерших на 1000 жителей за год … (смертность). к) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения … (инфраструктура).

4) Проверка результатов проведения социокультурного практикума.

а) экскурсия «Гербы России» (по желанию);

б) рассказ о своем любимом городе (по желанию);

в) проверка результатов исследования по оценке населением своего места проживания.

5) Проверка задания группы № 3 (с. 79, уч. А.):

а) Нижний Новгород – Горький;

б) Вятка – Киров;

в) Екатеринбург – Свердловск;

г) Самара – Куйбышев;

д) Тверь – Калинин;

е) Екатеринодар – Краснодар;

ж) Ижевск – Устинов;

з) Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград; и) Рыбинск – Андропов;

к) Царицын – Сталинград – Волгоград;

л) Ульяновск – Симбирск;

м) Пермь – Молотов;

н) Набережные Челны – Брежнев;

о) Владикавказ – Дзауджикау – Орджоникидзе.

III. Изучение нового материала

План урока-беседы:

1. Размещение населения России;

2. Сельское население;

3. Сельские населенные пункты, их разнообразие;

4.  Проблемы деревни.

– 78% населения России – это горожане, но 27% населения, почти 1/3 россиян, живут в сельской местности. Как размещается население по территории России, что такое основная зона расселения (или главная полоса расселения), зона Севера, арид­ная зона? Как живет сельское население России? Чем отличается образ жизни селян? Какие проблемы приходится решать сельскому населению? Умирает ли деревня России? Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

1. Размещение населения России

Население России размещено неравномерно. Средняя плотность населения со­ставляет 8,6 человека на 1 км2. Но в европейской части России плотность составляет 29 человек на 1 км2, а в Сибири 2,5 человека на 1 км2.

Население России

В течение XX века население «растекалось» от центра (Волжско-Окского меж­дуречья) на север и восток, где население численно выросло в несколько раз. Насе­ление Дальнего Востока возросло в 5 раз, Восточной Сибири в 3 раза, а в Ханты-Мансийском округе – в 33 раза.

На территории России выделяется два типа заселения территории (уч. А. рис. 12, с: 50, уч. Д. рис. 18, с. 51):

1. Зона очагового заселения: населенные пункты разбросаны по тайге и тундре (зона Севера). Среднее расстояние между ними часто превышает 100 км.

2. Зона сплошного заселения («основная зона» по уч. Д.), или главная полоса расселения. Ее площадь составляет 1/3 часть территории России, а доля населения, проживающего здесь, составляет более 93% населения России.

Запись в тетрадь

Эквидемические карты – это карты, на которых размеры территории (района) соответствуют не его площади^ а численности населения (рис. 11, с. 48, уч. А.).

Задание (работа с картой):

Сравните географическую карту рис. НА, уч. А., с эквидемическими картами рис. 11Б и 11В. Ответьте на вопросы:

– Какие регионы имели наибольший рост населения в течение XX в., т. е. с 1926 г.

(карта Б) по 1989 год (карта В)? (Учащиеся отмечают территории Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного районов.)

– Какие районы на эквидемической карте имеют большую площадь, чем на гео-

графической карте, т. е. большую численность населения, а значит и большую площадь? (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Москва и Мо­сковская область.)

2. Сельское население

Сельская Россия

Грань между селом и городом расплывчата. Постройки на окраинах большого города с деревянными домами и с коттеджами очень похожи на сельскую местность. Но и в селах часто можно увидеть улицы из многоэтажных домов.

Что можно называть сельской местностью? Чем отличается село от города?

Современные ученые считают, что города возникают на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т. е. на внешних связях. Деревня же может прожить сама по себе, используя поля, леса, луга. Сельская местность хранит традиции, а город – распространяет новое.

В России городом считают населенный пункт с численностью более 12 млн че­ловек. Но есть города меньше, а деревни побольше. Самые большие сельские посе­ления находятся в Краснодарском крае – станицы с населением 20-30 тыс. человек. А село Шпаковское около Ставрополя является самым большим селом с населением около 50 тыс. Но важно то, чем заняты люди. Большая часть сельчан занята в земле­делии и животноводстве.

Между городом и селом есть переходная форма поселения – это поселок город­ского типа (раньше называли посады, слободы), где жители работают в промышлен­ности, н*а транспорте. Село, как правило, большое, имеет церковь, школу, магазины. Деревня обычно без церкви и поменьше села. Хутор имеет один, два дома вдали от сел и деревень.

В сельской местности живет % населения, а в начале XX века 85% населения было сельским.

Урок 19. Расселение населения. Сельское население России

3. Сельские населенные пункты, их разнообразие Вопросы к классу:

– Какие населенные пункты считаются сельскими поселениями? (Населенные пункты с населением менее 12 тысяч человек.)

Какие типы сельских населенных пунктов можно выделить? (В России можно

выделить следующие типы сельских населенных пунктов: деревни, села, ху­тора, станицы, аулы. Преобладают деревни и села. Сельские жители тради­ционно жили общиной.)

Что характерно для сельского образа жизни? (Учащиеся могут принять уча­стие в обсуждении этого вопроса, опираясь на свой опыт жизни в сельской местности, так как у многих из них в деревнях живут бабушки и дедушки.)

–  А что является главным занятием сельских жителей? (Сельское хозяйство -растениеводство, животноводство.)

Почему села не должны быть очень крупными? (Чем крупнее населенный пункт, тем дальше добираться до полей.)

От чего зависит плотность сельских населенных пунктов? (Чем плодороднее почва, тем большее количество людей она может прокормить, тем выше плотность населения.)

Следовательно, сельские поселения размещаются зонально и имеют особенности расселения в каждой природной зоне (рис. 22, уч. А.; рис. 19, уч. Д.).

– Используя текст учебника (уч. А., с. 87), заполните таблицу.

Природные зоны Занятия населения Характер сельского расселения Проблемы (экологические, социальные)
1. Тундра Оленеводство, охота, рыболовство Редкоочаговое: по бере­гам рек и морей Уничтожение оленьих пастбищ
2. Север лесной зоны Очаговое земледелие, лесозаготовка, живот­новодство Очаговое: небольшие деревни вдоль рек Миграция из деревень убыль населения
3. Юг лесной зоны Выборочное земледе­лие Густая сеть сел и дере­вень вдоль рек Убыль населения де­градация почв
4. Степи и лесостепи Сплошное земледелие Крупные населенные пункты вдоль рек Эрозия почв
5. Сухие степи и п/пустыни Очаговое земледелие, животноводство, коче­вое Редкие поселения у рек Ветровая эрозия
6. Пригородные районы Высоко интенсивное пригородное сельское хозяйство Высокая плотность сельских поселений Обустройство притока мигрантов

4. Проблемы деревни

Главная проблема деревни – проблема вымирания деревень. Тысячи деревень исчезли за период урбанизации в России. В деревнях, которые доживают свои по­следние годы, остались пожилые люди, в основном женщины.

Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к се­мье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в деревне. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают лесом.

Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ.

Одним из путей решения проблемы обезлюдения села может быть заселение ис­чезающих деревень мигрантами с Севера, беженцами и вынужденными переселен­цами.

IV. Закрепление

– В чем отличие сельских поселений от городских? (По численности населения:

сельский населенный пункт имеет численность населения менее 12 тысяч че­ловек; по занятию населения: жители сельского населенного пункта заняты в сельском хозяйстве.)

Почему села и деревни лесной зоны не могут быть крупными? (Малоплодород-

ные подзолистые и дерново-подзолистые почвы не дают высоких урожаев и не могут прокормить многочисленное население. Почвы требуют внесения удобрений, и должны находиться недалеко от фермы.)

– Назовите две главные зоны расселения населения в России. (Основная зона расселения и зона Севера.)

– Где расположена главная полоса расселения (основная зона)? (Большую часть

Европейской России, сужаясь к югу Сибири и Дальнего Востока (вдоль Си­бирской магистрали).)

Докажите, что сельские поселения возникают на ресурсах. (Сельские жители

используют земельные, лесные, охотничьи и водные ресурсы. Используя ре­сурсы, жители деревни сами себя обеспечивали почти всем.)

Домашнее задание

По уч. А.: §11 и §19; По уч. Д.: §8.

 

 

 


Нет комментариев к записи “Население России
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016