DSC08018Урок-поход. Путешествуем, наблюдаем, отдыхаем. Тема. Наблюдение за состоянием природы (7 класс). Маршрут: 9-й км Задонского шоссе – балка «Мокрый лог» – Лысая гора. Цели: 1. Закрепить умения характеризовать природный комплекс и наблюдать за состоянием природы.

2. Развитие практических навыков и культуры поведения в лесу.

3. Воспитание любви к природе и родному краю.

Задачи: 1. Показать влияние человека на данный природный комплекс.

2. Отработать навыки по изучению отдельных компонентов природы.

3. Познакомить с природой и историей данного района.

Маршрут начинается от остановки автобуса 14, далее он идет через воронежскую Нагорную дубраву в балку «Мокрый лог». Балка – очень интересный объект для изучения и наблюдения. В ней можно увидеть деревья, поваленные бобрами. В верховье балки течет родник, а на северном ее склоне можно увидеть сохранившуюся трехсотлетнюю сосну.

Этот урок интересно провести с учителем истории, так как «Лысая гора» – является историческим памятником.

 

Х о д  у р о к а

Перед выходом на маршрут учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свою специализацию и получает соответствующее задание: – 1-я группа («топографы») ведет весь класс по маршруту и составляет абрис маршрута; 2-я группа («экологи») следит за состоянием окружающей среды (наличие кострищ, мусора, количество муравейников, больных и поваленных деревьев, степень загрязненности территории). Полученные данные заносятся в таблицу 3; 3-я группа («лесники») следит за состоянием леса, изучает, какими видами растений представлен каждый ярус дубравы. Результаты отражаются в таблице 4; 4-я группа («метеорологи») ведет наблюдения за погодой. Результаты заносятся в таблицу 5.

Т а б л и ц а  3

Состояние окружающей среды

Количество кострищ Наличие мусора (нет, много, мало) Количество муравейников Количество больных и поваленных деревьев Степень загрязненности (отсутствует, слабая, средняя, сильная)

 

Т а б л и ц а  4

Виды растительности

Ярус

Породы

деревьев

Средняя

высота, м

Преобладающий возраст

(определяется по мутовкам

и годичным кольцам)

I 1.

2.

3.  II1.

2.

3.

4.

 

Т а б л и ц а  5

Метеорологические наблюдения

Дата, время

Высота солнца

Температура воздуха, 0С

Направление ветра

Виды

облаков

Осадки

 

Остановка 1 – балка «Мокрый лог».

Задачи: 1. Определение географического положения и рельефа местности.

2. Характеристика состава горных пород.

3. Характеристика почвы.

4. Наблюдение за приспосабливанием растений к данным условиям.

5. Определение санитарного состояния леса.

При определении географического положения и рельефа участка учитывается направление и расстояние его от города, а также форма его поверхности.

Далее учащиеся определяют породы, залегающие в данном месте (если они неизвестны учащимся, учитель называет их), показывают водоупорные и водопроницаемые слои, определяют степень поверхностного увлажнения и объясняют его причины.

Характеристику растительности учащиеся дают после определения главных лесообразующих пород, их количественного соотношения и состояния. После этого они отвечают на ряд вопросов: «Какие подрастающие породы преобладают на участке, в каком состоянии они находятся? Для чего надо знать состояние подроста главных лесообразующих пород? Как дается название типа леса?». Затем составляется характеристика санитарного состояния леса. Учащиеся дают ответы на вопросы: «Не заражены ли деревья грибковыми заболеваниями? Что можно сказать о наличии вредителей древесных насаждений? Как используется лес человеком?».

На следующем этапе учащиеся делятся на две группы: мальчики и девочки. Мальчики описывают геологическое обнажение и дают характеристику почвы (результаты заносят в таблицы 6, 7), девочки собирают гербарий (небольшие веточки и листья деревьев, а также образцы травянистых растений и кустарников).

 

Т а б л и ц а  6

Геологическое строение

Зарисовка Названия горных пород Мощность, см Цвет Плотность Механический состав Прочие признаки

 

Примечание. В последней графе учащиеся записывают данные водопроницаемости, водоносности, слоистости, карбонатности породы.

 

Т а б л и ц а  7

Описание почвы

Зарисовка Мощность, см Цвет Механический состав Плотность Прочие признаки

 

Примечание. В последней графе отмечается выраженность структуры почвы, наличие новообразований (кремнеземной присыпки, карбонатных, железистых или марганцевых конкреций) и включений (валунов, гальки, щебня).

Исследуя почву, учащиеся определяют почвенно-грунтовые увлажнения, типы увлажнения (атмосферное, грунтовое, пойменное). Поверхностное увлажнение: недостаточное (порода пылит), нормальное (порода свежая), повышенное (порода влажная или липкая), избыточное (вода на поверхности), глубину залегания водного горизонта.

Затем учащиеся делают описание ключа, который дал название этому логу – «Мокрый», по вышеуказанному плану. Работы на данной остановке завершаются формулировкой полного названия ПТК.

 

Остановка 2 – Лысая гора и Воронежское водохранилище.

Задачи: 1. Ориентирование на местности.

2. Определение состояния воды в водохранилище.

3. Построение профиля водохранилища.

4. Изучение могильников на Лысой горе.

От «Мокрого лога» группа «топографов» ведет класс вдоль Воронежского водохранилища. На берегу водохранилища класс делится на две группы, и каждая группа получает карточки-задания для определения состояния воды.

 

Карточка-задание

«Исследование водохранилища»

  1. Географическое положение: азимут и расстояние до санатория им. Максима Горького……………………………………..
  2. Прозрачность воды (читаемость шрифта по столбику мерной пробирки: чем больше воды в ней налито, тем больше прозрачность. Прозрачность воды может определяться и другими способами)……………………………………………………………
  3. Мутность воды (слабая, заметная, сильная)………….. (определяется в пробирке на фоне белого листа бумаги)
  4.  Осадок (слабый, заметный, сильный)……………………..
  5.  Запах (землистый, гнилостный, болотный, рыбный)…….
  6.  Запах по интенсивности (слабый, заметный, сильный)….
  7.  Цвет воды (серый, бурый, зеленоватый, желтоватый или др.)…………………………………………………………………….

После проведенных исследований делается вывод о состоянии воды в водохранилище.

Лысая гора является памятником природы и истории. В этом же месте проходит экологическая тропа и расположены старославянские могильники. Здесь группы строят профиль водохранилища. На дом дается задание оформить все построенные профили.

После выполнения этих работ учащиеся переходят к изучению могильников. Учитель истории рассказывает об их происхождении. После этого каждая группа изучает один из могильников (высоту, крутизну, растительность). Затем подсчитывают, сколько могильников расположено на 100 м2.

В конце урока учащиеся делают вывод о проделанной работе. По итогам работы им выставляются оценки.

 

 

 

Загрузить и показать галлерею изображений

Нет комментариев к записи “Наблюдение за состоянием природы (7 класс)
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 187
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016