Кабинет географииПедагогическая модель активизации творческого потенциала учащихся и повышение качества знаний географического образования. Чурляев Ю. А. доцент ВОИПКиПРО,учитель географии МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №78. У каждого учителя с годами складывается своя система работы. Ее называют педагогической системой.

 

Система подразумевает наличие постоянных взаимосвязей внутри какого-то относительно замкнутого круга лиц, процессов и явлений. Для учителя таким «замкнутым пространством» является класс, где он работает. Причем сам термин «класс» подразумевает как помещение, пространственно ограничивающее общение учителя, так и группу детей, постоянно, в течение ряда лет по несколько раз в неделю приходящих к нему на урок. Во время урока происходит сложный процесс взаимообщения учителя с детьми. Во время этого взаимообщения идет обмен информацией, который мы собственно и называем процессом обучения.

В этой системе есть одно ведущее звено. Это учитель. Именно он определяет тему и способ общения. Конечно, класс не пассивен, но всё же на 90 % урок зависит от учителя. Организующее начало учителя выражается в способах его диалога с классом, в последовательности и наборе педагогических приемов, методик, технологий, которые образуют его учителя, собственную педагогическую систему.

В основе любой системы лежат педагогические приемы. Прием это наиболее простой по своей структуре способ воздействия учителя на учащихся. Система приемов образует метод, а система методов образует технологию, то есть способ действия, ведущий к определенному результату.

И высшим результатом работы является – творчество.

На основе системы, по которой я работаю, была разработаны и внедрена в учебный процесс педагогическая модель активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества географического образования (см.рис.).

Модель активизации творческого потенциала учащихся

Модель активизации творческого потенциала учащихся

Модель работает на определенную и конкретную цель – это создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала учащихся и повышения качества географического образования.
Модель позволяет решить следующие задачи:

  • Сформировать устойчивый интерес к географии с помощью технологии развивающего обучения и развивать память, внимание, логическое мышление.
  • Активизировать творческий потенциал учащихся при широком использовании в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий.
  • Создает условия для проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.
  • Сформировать положительный образ региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.
  • Создать условия для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения.

К принципам, на основе которых решаются поставленные задачи относятся: доступность обучения, научность, преемственность, последовательность, систематичность, наглядность, дифференциация и индивидуализация, взаимодействие и сотрудничество, сознательность и творческая активность, продуктивность.

Чтобы решить поставленные задачи учащиеся проходят условные этапы активизации творческого потенциала учащихся.

  • На первом этапе – познавательно-информационном, развивается эрудиция, учащиеся получают и накапливают определенный объем информации.
  • Второй этап – эмоционально-ценностный или ценностная ориентация. На этом этапе приходит осознание ценности полученной информации, для осуществления творческой деятельности.
  • На третьем этапе – потребностно-мотивационном, вырабатываются внутренние мотивы, без всяких усилий со стороны ученика, вследствие интереса (мотивы, направленные на деятельность). У ученика появляются желания решать проблему и применять географические знания.
  • Четвертый этап – деятельный. Это этап применения теоретических знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
  • Пятый этап – интеллектуальный. На этом этапе учащиеся анализируют информацию, исследуют проблему, разрабатывают творческий проект.
  • Шестой этап – самореализации, рефлексии. Этап оптимизации и саморазвития. Учащиеся осознанно подходят к творческой деятельности и приходят к осознанию проделанной работы.

Содержание, которое обеспечивает активизацию творческого потенциала и повышение качества географического образования учащихся, включает:

  1. Развитие памяти + развитие внимания + внутренняя мотивация + развитие логического мышления = творческая личность.
  2. Использование электронных уроков и тестов, электронных карт, изготовление презентаций, тестов и видео материала к уроку, выполнение электронных практических работ по курсу географии России и мира. Создание электронных творческих работ, поиск географической информации в сети интернет, создание географического сайта. Участи в телекоммуникационном проекте. Создание творческих фото и видео работ в школьной видео студии.
  3. Моделирование проектной и исследовательской деятельности заключается в изучении родного края и создании исследовательских работ и творческих проектов, в том числе и в электронном виде, в программах PowerPoint, Movie Maker, Pinnacle Studio.
  4. Краеведческий подход осуществляется с помощью разработанных и внедренных краеведческих модулей, адаптированных для шестиклассника, что позволяет формировать положительный географический образ региона, на основе личного опыта ученика и творческих практических работ. 5. Широкое использование инновационных средств обучения (современное эргономичное оборудование кабинета географии, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ камера, электронные карты, электронное тестирование «Verdict» , электронные программы и учебные пособия по географии России и мира).

Для активизации творческого потенциала учащихся и повышении качества знаний, следует соблюдать ряд условий:

  1. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии, которые обеспечивают условия для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве; моделирование проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяют развивать познавательный интерес учащихся, проявить инициативу и самостоятельность каждому ученику, продемонстрировать индивидуальные качества;
  2. Применение технологии развивающего обучения, позволяет осуществить принцип дифференцированного образовательного процесса направленного на развитие творческой личности;
  3. Инновационный краеведческий подход при обучении географии позволяет сформировать положительный образ территории, способствует развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному краю;
  4. Использование инновационных средств обучения позволило учащимся увлекательно и интересно учиться, эти средства создают условия для творчества и самоподготовки;
  5. Внедрение в образовательный процесс педагогической моделиактивизации творческого потенциала учащихся является одним из условий повышения качества географического образования.Все эти условия работают на конечный результат, который заключается в повышении внутренней мотивации при изучении географии, активизации и реализации творческого потенциала учащихся (выраженного в творческих работах учащихся), повышении качества географического образования.

Нет комментариев к записи “Модель активизации творческого потенциала учащихся
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016