Методические рекомендации учителю географии

Материал размещен в: Научные статьи по географии

Программа по географии для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс. Под ред. И.В. Душина. МО РФ. М. 2006, выполнение практических работ по географии линия вентана граф класс 5-11, разработки по географии при подготовки к, сайт учитель географии , Холина разработка урока что представляет собой экономическая структура города география 11 класс, exbntk. utjuhfabb, http://www.rosolymp.ru ВОИПКиПРО, авторская программа к учебнику географии гладкий николина, авторская программа по географии под редакцией душиной 6-10 класс скачать, анализ работы стажировки на учителя географии, АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ, анализ работы учителя географии, анализ урока учителя географии 10 класс, анализ условий протекания педагогического процесса на уроках географии(из опыта работы аттестующихся учителей, аттестация учителей географии на высшую категорию, аттестация учителей по географии 2012, библиографический список методических пособий по Общей географии по географии 6 класс, в помощь учителю географии, вентана граф рабочие программы по географии, владение методикой предмета рекомендации, вош по географии. формуляр, географии 11 класс холина и др., географический образовательный портал, география 11 класс книга для учителя максаковский, география 11 класс холина страница 34 вопросы 1 и 4 , география 8 класс методичка для учителя онлайн, география 9 класс дронов рис 18 анализ, география лавров 10кл ОТВЕТЫ К ДИСКУССИИ, география план работы с одарёнными учителя географии, география программное обеспечение , География. 6 класс. Методические рекомендации, География. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной скачать, готовые практические работы по географии 9 класс полярная звезда, деятельностный подход, деятельностный подход на примере практических работ по географии, Дидактико-методические принципы в географии, для учителей географии, для учителя географии, для учителя по географии олимпиада по географии 9 класс 2012, документ стандарта при обучении географии, документы аттестации учителей географии на высшую категорию, Домогацких рабочиепрограммы тематическим планированием 10 кл, дополнительная литература влияет на коммуникативную деятельность учащихся на уроках географии, задание по метадичке за 8 класс по географие, заключение мо школы по экспертизе предметных линий учебников из федерального перечня, используемых в образовательном процессе., закон об образовании, затруднения при изучении географии 6 класс, издательство учитель примерная программа по географии , изменеия деятельности учителя географии при стандартизации образования, индивидуальная образовательная программа по географии 6 класс дистанционного обучения, индивидуальный план работы по географии, ищу дистанционные курсы переподготовки для учителя географии, к аттестации методическая разработка раздела программы по географии, к аттестации на высшую категорию по географии найти самоанализ педагогической деятельности учителя, Как подготовить учащегося олимпиаде по географии, какие личностные качества необходимы для учителя географии), Календарно - тематическое планирование по географии 5 класс по Летягину, календарно тематическое планирование в 11 классе по географии по учебнику В.Н Холина, календарно тематическое планирование по географии профиль 11 класс холина, календарно- тематическое планирование по географии 10 класс автор Домогацких, календарно-тематическое планирование линия полярная звезда 8 кл география, календарно-тематическое планирование по географии 10 класс профильный уровень учебник Домогацких, календарно-тематическое планирование по географии 11 класс Холина издательство дрофа, календарно-тематическое планирование по географии 11класс гладкий николина, календарно-тематическое планирование по географии 5класс летягин, календарно-тематическое планирование по географии 6 класс А.А.Летягин, календарно-тематическое планирование по географии полярная звезда 5-6 класс, календарное тематическое планирование по географии полярная звезда 9 кл алексеев, квалификационное тестирование учителей географии, кем можно работать учителю географии, книга для учителя география 11 класс, книга для учителя по географии практические работы 11 класс 2011год, колендарно тематическое планирование по ггеографии 9 класс вентана граф, Коммуникативные навыки на уроках географии самоанализ учителя, комплексная подготовка учителя географии к уроку., конкурс методических разработок по географии 2012 год, конспекты уроков по географии 5 класс по фгос к учебнику Домогацких, контрольная работа 7 класс по географии за 1 четверть учебник учимся с полярной звездой, контрольная работа по географии 10 класс по учебнику домогацких, контрольная работа по географии 11 класс холина, профильный уровень, контрольные работы по географии умк сферы, купить Программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И. В. Душиной, курсовая по педагогике анализ современных линий школьных учебников географии, курсы для учителей географии, летягин география 5 класс поурочное планирование, линия учебников по географии для общеобразовательных школ, литература для учителя географии, литература для учителя географии 9 класс, личностные качества, лучшие самоанализы учителей географии, Макеты справок для аттестации учителя географии, скачать, метадичка для учителей географии, метод кейсов на уроке географии, метод тема учителя географии, методика преподавания географии, Методика проведения практических работ по географии в 6 классе, методики образования, методики преподавания географии, домогацких, умк, скачать, методическая лаборатория учителя географии, методическая литература к учебникам географии издательство ВентанаГраф, Методическая литература по географии 6-11 классы., методическая помощь в написании рабочей программы по географии, методическая проблема по географии, методическая проблема учителя географии, методическая работа по географии, методическая тема по географии, методическая тема по самообразованию по географии, методическая тема учителя географии, Методические затруднения учителя, методические материалы по проведению олимпиад по географии 6-11 класс www.rosolymp.ru, методические приемы на уроках географии, методические разработки по географии для аттестации педагогов, методические разработки по географиипри подготовке к ент, Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по географии, методические рекомендации ведения географии 2013, методические рекомендации география летягин 5 класс, методические рекомендации для преподавателей, методические рекомендации для преподавателей географии, методические рекомендации к олимпиаде по географии, методические рекомендации к организации образовательного процесса по географии, методические рекомендации олимпиады по географии, методические рекомендации по географии, методические рекомендации по Географии 10-11 класс., методические рекомендации по географии 6 класс, методические рекомендации по географии 8 класс издательство просвещение сферы, методические рекомендации по итогам ЕГЭ в 2011-2012 уч году по географии, методические рекомендации по написанию поурочных планов в трудовом обучении, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению базовому курсу географии, Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по географии , методические рекомендации по подготовке к егэ по географии 2012-2013, методические рекомендации по подготовке олимпиады 2012 по географии, Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиаде по географии, методические рекомендации по постановке задач на уроке географии, методические рекомендации по постановке целей и задач на уроках географии, Методические рекомендации по разработке рабочих программ по географии в общеобразовательных учреждениях , методические рекомендации по результатам ЕГЭ по географии 2012 года, методические рекомендации подготовки к олимпиадам по географии, методические рекомендации программа по географии Холина профильный уровень, методические рекомендации учителю географии, методические рекомендациии учителю географии, Методические темы по географии, методические темы учителей географии, Методические темы учителя географии, методические указания к составлению теста по географии, методические указания по географии, методические указания по географии 10 класс максаковский, методические указания по начальному курсу географии, методический арсенал учителя, методический географии, Методическое обеспечение уроков географии, методическое объединение, методическое обьединение учителей географии, Методическое пособие по выполнению практических работ по географии 10 11 класс, методички по географии 11 класс, методички по географии новые, методобъединение подготовка к ент, министерские программы по географии , министерские программы по географии для общеобразовательных школ, МО РФ. Программы по географии для 6-10 классов ОУ.- М.:Дрофа,2008г., мо учителей географии рекомендации, МПГУ умк по внеклассной работе по географии, на что ориентироваться при выборе умк?, наименование обязательных практических работ по географии, Направленность программы (плана) внеклассной работы по географии, научно-методическая книга по географии, научные темы по географии для учителя, Николина В. В. География. 6 класс. Методические рекомендации в ворде скачать, Николина В. В. География. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда), новое в географии, новые образовательные стандарты по географии школе статьи, нормативно правовые документы на основании которых разработана программа по географиипрограммы по географии 10 класс к умк домогацких, нормативно- правовые документы по преподаванию географии, нормативный перечень оборудования для кабинета географии, обнавление содержания образования по географии, образец заполненной рефлексивной карты по географии, Образец написания отзыва к урокам географии аттестация учителей, образовательные программы по географии, общеобразовательные программы по географии, объединение учителей географии 11 класс презентации, обязанности учителя географии, обязательные практические работы географии на профильном уровне, обязательные практические работы по географии, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по географии, описание опыта работы учителя географии, основополагающие документы, ответы и содержание материалов для аттестации учителей географии, ответы на перечень вопросов по аттестации учителя географии, педагогические затруднения, педагогические рекомендации учителю, педагогический портал учителей географии, первая контрольная работа по географии . учебник в,п,максаковский 2012г. по теме №1, перечень компетенции по географии для учащихся 7 класс, перечень нормативных документов по географии, Перечень оборудования для практических работ по географии для 6 класса, Перечень оборудования по географии для 6 класса, перечень обязательного оборудования для кабинета географии, перечень обязательных документов учителя географии, перечень обязательных практических работ по географии, перечень программ по географии, Перечень сайтов, полезных учителю географии, план методического объединения учителей географии на 2012-2013 учебный год, план по подготовке е олимпиадам по географии, план подготовки к олимпиаде по географии, план работы гмо географов, план работы по самообразованию учителя старших классов, план работы рмо по теме практическая направленность на уроках географии, План работы с молодым учителем географии, план работы с одаренными детьми по географии, план работы с одареннымими по географии 9 класса, план работы учителя географии, план работы учителя географии по подготовке к егэ в2011-2012, план самообразования учителя географии, план самообразования учителя географии по теме составление электронных уроков, план самообразования учителя географии по фгос, план учителя географии. формы обучения, план учителя по подготовке к егэ по географии, план факультатива по географии 11класс, планирование по географии 9 класс вентана граф, планирование по географии для одаренных детей, планирование по географии полярная звезда, планирование по географии полярная звезда 10 класс, планирование при подготовке к олимпиаде по географии, планирование работы с одареннми детьми 1 класс ФГОС, планы уроков географии для учителя 9 класс, подготовка к гиа на уроках географии, подготовка к интеллектуальным конкурсам, литература по географии, Положение о содержании рабочей программы по географии, пособие для учителей по географии к учебнику 10-11 класса домогацких, пособия по географии для учителя, Поурочное планирование по географии, поурочное планирование по географии 5 кл по фгос технологическая карта, поурочное планирование по географии 5 класс по дронову фгос, поурочное планирование по географии 5 класс по Летягину А.А., Поурочные планы по географии 9 класс УМК Полярная звезда, поурочный план факультатива по краеведению, практическая направленность на уроках географииплан по самообразованию, практическая работа педагогическое мастерство учителя географии, практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одаренными детьми по географии, практические работы по географии 10 класс бахчиева, практические работы по географии 11 класс Гладкий, практические работы по географии 9 класс алексеев полярная звезда, практические работы по географии для 9 класса, практические работы по географии для 9 класса к учебнику Домогацких, практические работы по географии по УМК Домогацких, практические работы по географии полярная звезда, практические работы по учебнику Гладкий, Практический семинар по географии по теме "Подготовка к ЕГЭ и ГИА", Предмет и проблемы методики обучения географии в 9 -11 классах, предметно-методические тесты по географии для аттестации учителей, презентация реализация практической направленности на уроках географии , презентация аналитический отчет умк по географии, презентация педагогической деятельности учителя географии, преподавание географии в украине методические рекомендации, пример написания заявления на аттестацию учителя географии, ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ для общеобразовательных школ9 класс по учебнику Николиной, Алексеева и др., примерное календарно-тематическое планирование по географии на 2012-2013, Примерный календарно-тематический план по факультативным занятиям к урокам географии VIII вида., примерный текст заключения руководителя стажировки учителя географии, примеры самоанализа урока по географии тема значенов географических карт, программа по географии для общеобразовательных учреждений 6-9 класс классическая линия, программа география Холина, Программа для одаренного по географии, Программа оУ по географии. 2009 Летягин А.А., программа по географии 6-11 класс ред. Душина, программа по географии для общеобразовательных школ издательство Просвещение, программа по географии душина, пятунин, летягин география 6-11 классы, программа по краеведению элективный курс для 10-11 классов воронежская область, программа по самообразованию учителя географии, программа самообразования учителя географии, Программа среднего (полного) общего образования по географии. 6-10 кл. Базовый уровень Под ред. И. В. Душина. - М.: Дрофа, 2006., Программы общеобразовательных учреждений по географии 6 - 9 классы рекомендованные министерством образования издательства Дрофа, Программы общеобразовательных учреждений скачать бесплатно по линии Душинойгеография без регистрации по линии, программы по географии профильное обучение 9 класс, Профессиональные каачества учителя географии, профессиональные навыки учителя географии в резюме пример, работа учителем географии, Работа учитель географии, работа учителя по подготовке призёров олимпиад по географии, рабочая программ по географии профильный уровень по учебнику Холина 11 класс на 68 часов, рабочая программа элективного курса по подготовке к гиа по географии, Рабочая программа по географии 10 класс биолого-географического профиля, рабочая программа по географии 10 класс универсальный профиль Максаковский холина, рабочая программа по географии 10 класс Холина, рабочая программа по географии 10-11 класс авторы гладкий , николина, рабочая программа по географии 10-11 класс гладкий, рабочая программа по географии 10-11 класс гладкий николина, рабочая программа по географии 11 класс максаковский на сайте еду татар ру, рабочая программа по географии 11 класс холина профильный уровень, рабочая программа по географии биолого-географический профиль, рабочая программа по географии для 6 класса. УМК " Сфера", рабочая программа по географии для вечерней школы, рабочая программа по географии для спо стандарты второго поколения, рабочая программа по географии издательство Вентана Граф, рабочая программа по методике обучения географии, рабочая программа по подготовке к гиа по географии, рабочая программа учителя географии полярная звезда, рабочие по географии 11 класс профиль, рабочие программы для вечерней школы по географии по учебнику гладких, рабочие программы по географии 10-11 класс максаковский, рабочие программы по географии 6 класс содержание , рабочие программы по географии по стандартам второго поколения, рабочие программы учителя географии - презентация, развернутый тематический план по географии по фгосу 5 класс учебник кошелева, разработка недели географии, разработка урока с учётом ключевых компетенций по географии, разработка урока с учётом новых стандартов по географии, разработка уроков по географии холина в.н., разработки практических работ по географии, разработки практических работ по географии 10 класс максаковский, разработки уроков для аттестации учителя географии, РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПОГЕОГРАФИИ, рекомендации, рекомендации к созданию презентациипо географии для аттестации учителя, рекомендации для учителей, рекомендации к выполнению олимпиады по географии, Рекомендации к подготовке семинара по географии, рекомендации к составлению рабочей программы стандарты второго , рекомендации как форма организации работы учителя географии, Рекомендации по использованию учебников и учебно-методического комплекта по географии на 2011-2012 год., рекомендации по подготовке к практическим работам по географии, рекомендации по проектированию учебной деятельности по географии, рекомендации при проведении контрольной работы по географии, рекомендации учащимся по проектированию учебной деятельности по географии, рекомендации учителю, рекомендации учителям вечерних школ, рекомендации учителям по результатам методики отношение к учебному предмету, рекомендованные учебники по географии , рефлексивная карта учителя по географии, Рефлексия на уроках географии, рецензии на УМК по географии автор Летягин издательство "Вентана-Граф", сайт учителей географии, сайт учителей географии рабочие программы по сфере, сайт учителей по географии, сайт учитель географии рабочяя программа , сайт учителя географии, сайт учителя географии практические работы, сайт учителя географии практические работы в 11классе по максаковскому, сайт учителя географии работающего по учебнику алексеева , сайты материалов для учителей географии работающих по учебникам издательства сфера, сайты с методическими рекомендациями для учителей, сайты учителей географии, сайты учителей географии научно-исследовательских работ с презинтациями, сайты учителей географии планирование душиной, сайты учителей географии работающих по сфере, самоанализ для аттестации по географии, самоанализ педагогической деятельности учителя географа, самоанализ педагогической деятельности учителя географии, самоанализ урока географии, Самоанализ учителей географии, самоанализ учителя геограииф, Самоанализ учителя географии, самоанализ учителя географии 1 категории, самоанализ учителя географии на 1 квалификационную категорию в 2012 году, самоанализ учителя географии на 2012-2013, самообразование учителей географии-требование, самообразование учителя в естественных дисциплинах;, сборник нормативных документов ПО ГЕОГРАФИИ, семинар учителей географии, семинары для учителей географии по изучению разных тем школьного курса, Серия "Полярная звезда". Поурочное планирование по географии, система подготовки детей к олимпиадам по географии, Система практических работ по географии, скачать бесплатно география в вопросах и ответах 6-9 кл, скачать бесплатно николина поурочные разработки по географии, скачать бесплатно рабочие программы по географии 10-11 класс Домогацких, скачать бесплатно тематическое планирование по географии под редакцией алексеева полярная звезда 5- 6 класс, скачать методические рекомендации по географии 10-11 класс по гладкому полячрная звезда, скачать примерные программы по географии стандарт 2 поколения издательство просвещение, содержание вопросов аттестации учителя географии, содержание рабочей программы по географии 6 класс летягин, содержание рабочей программы по географии 8 класс под редакцией душина 2006, содержание учебного курса, география, 9 класс, под редакцией душиной и.в., содержание школьного курса географии 6класса, специфика предмета география, список дополнительной литературы по географии для учащихся 6 класса, список методических пособий для кабинета географии, список практических работ география, список учебно-методической и справочной литературы по географии, сравнение стандартов первого и второго поколения по географии, сравнительная характеристика федерального компонента и фгос по географии, стандарт контрольных работ по географии, стандарт обеспечения на уроках географии 7 класс полярная звезда, стандарты, стандарты 2 поколения география, Стандарты второго поколения по географии, стандарты курса географии, Стандарты нового поколения по географии, страница рекомендации учителя, Ступени общественной пирамиды презентация по истории 5кл, схема анализа урока по фгос по географии, Тема плана самообразования по географии, тематический план по географии11 класс к учебнику гладкого, тематическое планирование по умк Полярная звезда 10-11 класс рабочая программа учителя, тематическое планирование по географии 10 -11 классах профильное обучение, темы методических тем по географии, темы по самообразованию учителя географии школы 8 вида", Темы самоанализов педегогов по географии, Темы семинаров по географии, Тестовые материалы для аттестации учителей географии на предметный блок, тестовые материалы по оценке качества по географии, тесты по географии 10 класс с ответами 2012 холина, тесты с ответами к учебнику географии гладкого и николиной, тесты с ответами по географии для аттестации учителей а не детей, тесты с ответами по географии для аттестации учителей географии, требования к учителю географии, украинский методический портал компетентностный подход в обучении географии, умения по географии, УМК компетенции учителя географии, умк организация внекласной деятельности учителя географии, УМК по географии "Вентана-Граф" автор Летягин А.А., УМК по географии линии "Полярная звезда", умк по географии полярная звезда9 класс, УМК по географии, реализующих требования стандартов второго поколения, урок географии 5кл фгос ориентирование, урок географии 6 класс географические координаты Е.М. Домогацких презентация, урок по географии 10 класс географическая среда и общество, уроки по новым стандартам по географии, учебная программа инновации в географическом образовании, учебная программа факультатива по географии 6 класс, учебник география олимпиада 6-11 дронов, учебник по географии в СПО, учебники нвового поколения по геогарфии, Учебно методическое обеспечение по географии класс русское слово, учебно-методические документы география в школе, учебно-методический комплекс и материалы по географии, учебно-методический комплекс по географии, учебно-методическое обеспечение уроков географии, учебные статьи по географии, учебный портал учителя географии, учитель географии работа, учителю географии, учителя географии, факультатив по географии 11 класс , факультатив по географии 6 класс, Факультативные занятия по географии с календарно-тематическими планами., фгос второго поколения скачать рабочую программу по географии вентана граф, федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения изменения в географии, федеральный государственный образовательный стандарт по географии, федеральный уровень география, формы календарно-тематического планирования по ФГОС по географии линии "Полярная звезда", Формы методической работы с учителями географии, характеристика учителя географии скачать, характеристика учителя географии, Цель работы учителя географии, школьный портал география 11 класс фильмы экономика фрг, Элективный курс по подготовке к ГИА по географии, элективный курс по работе с одаренными детьми по географии 10 класс, эффективная методика подготовки к олимпиаде по географии

Первый звонокВыполнение этих работ во многом способствует формированию личностных качеств школьников, которые проявляются в применении полученных знаний и умений, а также в выборе источников географической информации, извлечении из них необходимых сведений, в правильной оценке важнейших событий международной жизни, геоэкологических ситуаций.

 

Деятельностный подход предполагает широкое применение в учебном процессе частично-поискового, исследовательского методов в рамках современных педагогических технологий – учебных дискуссий, модульного и проблемного обучения, учебных проектов, самоорганизации и контроля собственной деятельности.

Нормативные документы учителям географии

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);
  2. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования:под ред.А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008;
  3. Стандарты второго поколения (проект): Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./Вестник образования .- 2009.-№ 1;
  4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312);
  5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);
  6. Примерная программа основного общего образования, Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;
  7. Примерная программа среднего (полного) общего образования  (базовый уровень), Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;
  8. Примерная программа среднего (полного) общего образования  (профильный  уровень), Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;
  9. Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «23 » декабря 2010 г. № 823  г. Москва “Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год”);

Характеристика стандартов второго поколения по географии

Обновление содержания образования связано, прежде всего, с созданием стандартов второго поколения. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности, гуманизация образования и всей школьной деятельности (в том числе и учителей географии), обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.

Структура стандарта также претерпела изменения – она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные общеобразовательные стандарты».

Содержание школьного образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в  школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве (не без помощи учителя географии).

Программно-методическое обеспечение и контроль преподавания географии

Согласно БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2011-2012 учебном году на изучение географии выделяется следующее количество часов (табл. 1):

Класс Профиль Количество часов в неделю Итоговое количество часов
Основное общее образование
6 1 35
7 2 70
8 2 70
9 2 68
Среднее (полное) общее образование
10 Универсальное обучение 1 35
10 Физико-химический 1 35
10 Химико-биологический 1 35
10 Биолого-географический 3 105
10 Социально-экономический 3 105
11 Универсальное обучение 1 34
11 Физико-химический 1 34
11 Химико-биологический 1 34
11 Биолого-географический 3 102
11 Социально-экономический 3 102

Особенностью базисного учебного плана является то, что учебный предмет «География» в 6 классе сокращен на 1 час в неделю за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».

Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход  предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании. Речь идёт о методике, направленной на формирование умений школьников.

«Закон об образовании» предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Каждый педагог, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта. Поэтому не может быть одинакового количества практических работ во всех классах одного года обучения. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации процесса обучения. Рекомендуется городским, районным, межшкольным методическим объединениям учителей определять перечень и количество итоговых практических работ по географии (по каждому курсу обучения) согласно требованиям стандарта.

В условиях действующего Базисного учебного плана проблема планирования и выделения учебного времени на проведение программных практических работ приобрела особую актуальность. Сокращение учебных часов на изучение начального курса географии (VI класс) не уменьшает количества практических работ и не освобождает учителя от соблюдения требований Стандарта. Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено. При заполнении страницы журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по географии следует придерживаться общих правил. Помимо этого, следует иметь в виду:

1. По предмету «География» программой проведение контрольных работ не предусмотрено, имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты.

2. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению.

С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающая, тренировочная, итоговая. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.

Новое содержание школьной географии, учитывающее современные цели среднего географического образования, отражено в структуре и содержании примерных и авторских программ для общеобразовательных учреждений.

Примерные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии опубликованы на сайте Министерства образования РФ.

Некоторые авторские программы опубликованы в сборниках:

– Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007

– География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009

– География: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений / А, А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др. – М.: Вентана-Граф, 2010

– Е. М. Домогацких «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений». – М.: Русское слово, 2010

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок формирования списков учебников в общеобразовательных учреждениях, в образовательном процессе могут использоваться все учебники, включённые в федеральные перечни учебников, начиная с 2006/2007 учебного года, прошедшие экспертизу в соответствии с утверждённым Министерством порядком проведения экспертизы учебников.

Список учебников по географии, включенных в федеральный перечень и имеющих гриф Министерства образования РФ «Рекомендован», «Допущен» (Приказ Минобрнауки РФ от 23 декабря 2010 года № 823 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год) представлен на сайте Минобрнауки РФ.

Анализ базы данных используемых УМК на территории Воронежской области в 2010-2011 учебном году по географии показал, что учителя в основной и старшей школе отдают предпочтение учебникам издательства «Дрофа» – 65%; 21% учебников в старшей школе приходится на учебники издательства «Просвещение», 9% – на учебники издательства «Русское слово» и 5% – на издательство «Вентана – Граф».

Анализ учебно – методических комплектов

В настоящее время учитель-практик стоит перед выбором учебно-методического комплекта по географии, который бы соответствовал всем требованиям нового стандарта, помог бы достичь цели, поставленные современным обществом перед школой.

Новые линии учебников географии

Новая линия учебников географии разработана единым авторским коллективом – преподавателями кафедры методики обучения географии МПГУ (издательства «Вентана-Граф»). Все авторы в прошлом работали учителями географии в общеобразовательных школах.

У издательства «Просвещение» существует несколько линий УМК по географии, которые тоже заслуживают внимания учителей.

1. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» (6-10 класс).

2. Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева (6-11 класс).

Для изучения географии в старших классах рекомендуем следующие учебники:

1. Для тех, кто работает с УМК издательства «Вентана-Граф» в общеобразовательных классах использовать учебник:

Бахчиева О.А./Под ред. Дронова (10 класс), изд. «Вентана-Граф», 2010.

2. Для тех, кто работает в основной школе по УМК издательства «Просвещение» использовать учебники:

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Географии (базовый уровень) (10-11 класс) изд. «Просвещение»,2009;

Максаковский В.П. География (базовый уровень) (10класс) изд. «Просвещение», 2009.

3. Профильный учебник для социально-экономических классов:

Холина В.Н. География (профильный уровень) (11 класс) изд. «Дрофа», 2009.

При выборе УМК по географии необходимо принимать решения, ориентируясь на следующие особенности:

1. Профессиональная компетентность учителя:

– учитель, имеющий географическое образование, стаж работы, квалификационную категорию, может работать с УМК «Полярная звезда»;

– учителю-совместителю рекомендуется выбирать для работы УМК «Дрофа», «Вентана-Граф», «Русское слово», «Просвещение», «Сфера» и др.

2.Уровень обучаемости школьников:

– высокий уровень: «Сфера», «Полярная звезда»:

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов,дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.

Целью разработки рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Рабочая программа – это учебная программа в помощь учителю географии, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количестве часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.

Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.

Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом «Об образовании» (п. 2 ст. 7).

Структура Рабочей программы для учителя по географии составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

В связи с тем, что учитель составляет рабочую программу с учетом традиций и направлений работы конкретного образовательного учреждения, особенностей сформированности мотивационной, интеллектуальной, познавательных потребностей обучаемых, то эти особенности необходимо описать, определяя вариативность рабочей программы при сохранении инвариантной части элементов содержания. Желательно отразить работу по формированию ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования, компетенции выбора).

Рекомендации по составлению календарно- тематического планирования с

учётом подготовки к ЕГЭ и ГИА

К основным недостаткам подготовки большинства выпускников, участвовавших в ЕГЭ по географии в 2010 году и не достигших удовлетворительного уровня подготовки, можно отнести неспособность применять знания и умения в измененных и новых ситуациях.

Сравнение уровня овладения материалом отдельных разделов минимума содержания образовательных стандартов показывает, что материал по физической географии усвоен хуже, чем по экономической и социальной географии.

Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показывает недостаточный уровень сформированности умений объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания для решения задач в измененной или новой ситуации. Следует отметить, что значительная часть выпускников (20%-25%) не приступает к выполнению этих заданий.

Отмеченные выше недостатки подготовки выпускников, вероятно, могут быть связаны с несколькими факторами. Прежде всего, с  сокращением времени на изучение географии в  Базисном учебном плане и, как следствие этого, с перегруженностью действующих программ и некоторых учебников. Кроме того, негативное влияние оказывает недостаточная разработанность методических решений по достижению соответствующих требований образовательных стандартов во многих учебно-методических комплектах.

Одним из основных недостатков подготовки выпускников, как уже отмечалось выше, является недостаточная сформированность базовых умений работать с источниками географической информации. Проблема заключается в том, что многие из этих умений (умение определять географические координаты и направления по карте, умение определять расстояние при помощи масштаба, читать карты различного содержания) начинают формироваться еще в начальной школе, а завершается их формирование при изучении курса географии 6 класса. Однако без должной актуализации этих умений в процессе дальнейшего изучения географии, как показывает практика, они утрачиваются у значительной части учащихся.

Учителю географии необходимо организовать подготовку выпускников к Единому государственному экзамену. В рамках школьного компонента учебного плана возможно выделение соответствующего учебного времени для организации элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Для успешной подготовки выпускников школ к экзамену по географии по технологии ЕГЭ в 2011/2012 году методическим объединениям учителей географии необходимо включить в план своей работы вопросы, связанные не только с рассмотрением нормативных документов по ЕГЭ и аналитических материалов за 2009-2010,11 год, но и осуществлять распространение положительного опыта, накопленного педагогами.

Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом и профильном уровнях по географии

Содержание школьного географического образования находится в постоянном изменении. Наступивший XXI век, век информационных технологий, требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность сами  освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.

Реализация деятельностного подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием. Полный перечень оснащения по географии для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования опубликован на российском общеобразовательном портале Министерства образования и науки РФ и в «Виртуальном методическом кабинете». География.

Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и его развития в Стандарте общего образования второго поколения (Материалы РАО 2005 – 2008 www.standart.edu.ru). Перечень имеет статус методических рекомендаций Минобрнауки.

Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам

Учителям географии необходимо проводить систематическую работу по отбору учащихся при помощи различных методик диагностирования, выявляющих общие способности (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантность решения поставленной проблемы) и определенные способности по предмету. Для одарённых детей требуются дополнительные занятия во внеурочное время в виде спецкурса, факультатива, кружка.

Проанализировав итоги Всероссийской олимпиады, приходим к выводу, что начинать работу со школьниками необходимо с 6 класса. Оптимальная модель подготовки школьников к участию в олимпиаде – многоуровневая, по принципу пирамиды. То есть, нижние ступени олимпийского движения должны быть массовыми и направлены на выявления одаренности детей. В текущем учебном году в обязательном порядке во всех образовательных учреждениях области проводились школьные олимпиады по географии для учащихся 6-11 классов.

Большое значение имеют открытые банки «олимпиадных» заданий, дистанционные олимпиады и конкурсы. Так, Московский государственный университет проводит «Открытую олимпиаду МГУ» для школьников Москвы 6-11 классов. Дистанционная обучающая олимпиада по географии (ДООГ) проводится Московским институтом открытого образования и поддерживается фирмой «1С». ДООГ существует с 1999 года и проводится ежегодно. Центр дистанционного образования «Эйдос» также проводит Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по географии, участниками которой могут стать школьники 1- 11 классов.

Рекомендуем методическим объединениям учителей географии района/города выстроить свою модель работы с одареннми детьми совместно с органами управления образованием. Возможным вариантом работы с одарёнными школьниками, призёрами муниципальных, региональных олимпиад  может быть организация тематических площадок при школьных летних оздоровительных лагерях с целью отработки практических знаний и умений по географии. Возможно образование межшкольных географических площадок. Основным фактором успеха является целенаправленная подготовка школьников к участию в олимпиаде по географии.

Основные направления и содержание методической работы

Методическое объединение – помогает педагогам в решении конкретных проблем. На методическом объединении идет активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.

За учебный год проводятся не менее 4 заседаний методического объединения учителей географии; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

При планировании работы МО учителей географии образовательных учреждений области на 2011/ 2012 учебный год

рекомендуют предусмотреть учителю географии

:

  • изучение федерального компонента государственных образовательных стандартов (фундаментальное ядро основного общего образования), федерального базисного учебного плана, регионального базисного учебного плана;
  • изучение нормативных документов, отслеживание в методической литературе публикаций программ курсов по выбору и рекомендаций по разработке авторских программ элективных курсов в связи с переходом на профильное обучение в старшей школе и введением предпрофильной подготовки учащихся 9 классов;
  • знакомство с учебниками географии с ориентацией на «Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий на 2011/ 2012 учебный год»;
  • рассмотрение условий перехода на комплексное изучение географии России в 8–9 классе;
  • обсуждение сущности страноведческого подхода к содержанию школьного географического образования и его реализации в новых УМК;
  • рассмотрение особенностей изучения курса «География Воронежской области» с учетом требований стандартов образовательных областей «Природа края» и «Экономика края: Население и хозяйство»;
  • усиление практической направленности школьного курса «География»;

Существуют различные формы проведения методических объединений с учителями географии:
– методические недели по единой географической теме;

– создание творческих микрогрупп;

– работа временных инициативных групп по подготовке к педагогическим советам, методическим советам, семинарам;

– самообразование в естественных дисциплинах;

– опытно-экспериментальная работа по географии;

– «круглый» стол;

– консультации, анкетирование по предмету (география);

– объединений методических объединений как внутри школы, так и с другими школами по единой географической тематике;

– школы передового опыта (с учителями – географами);

– научно- методические географические конференции учителей, учащихся;

– творческие отчеты.

В рамках работы предметного методического объединения рекомендуется обобщение и распространение опыта лучших учителей (диссеминация). Распространение и обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы. Выявление и изучение педагогического опыта реализуется в рамках курсов повышения квалификации учителей естественнонаучного направления, при посещении открытых учебных мероприятий и проведении второго этапа аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию. В течение 2009-2011 учебного года сотрудниками кафедры было посещено более 50 открытых мероприятий. Для выявления профессиональных методов нами использовались несколько методов: 1) оценка результатов посредством анкетирования – степени приращения знаний и умений, удовлетворенности КПК; 2) тестовые методики, осуществляемую через предъявление продукта определенного качества (тексты, резюме, эссе, самоотчеты-рефлексии и др.); 3) доверительной бесседы и проблемной дискуссии; 4) методы, направленные на изучение следующих объектов анализ результатов ЕГЭ и ГИА, документации РМО; 5) кластерный анализ — один из завешающих методов, котрый позволяет объединить выявленные профессиональные затруднения в ходе ПК.

Анализ результатов анкетирования работников образования, прошедших курсовую подготовку ПК, об эффективности куров повышения квалификации, об удовлетворенности ими показал, что в среднем составляет 3-4 балла по пятибалльной шкале.

В результате написания резюме, эссе слушателями ПК можно отметить, что прошедшие курсовую подготовку участники констатируют положительные изменения в собственной профессиональной деятельности: в постановке целей деятельности, в отношениях с детьми и коллегами, в использовании форм и методов работы, методике преподавания, приросте научного знания, переоценке ценностей, обретении новых смыслов, в личностном развитии и др.

В процессе доверительной бесседы и проблемной дискуссии обозначается наличие противоречия: между «приписыванием» ответственности за свои неуспехи и негативные результаты работы внешним обстоятельствам и силам и объективно необходимой способностью к критической самооценке. Бесседа позволяет «увидеть» источник затруднений; педагоги начинают понимать, что никакой «готовый рецепт» не изменит ситуацию и необходимо учиться преодолевать трудности, начав это делать.

За период с 01.09.09 по 31.01.10 года были собраны материалы нескольких районов Воронежской области за последние три года: г. Воронежа, Хохольского, Верхнехавского, Богучарского, Рамонского, Калачеевского, Грибановского, Семилукского, Верхнемамонского, Борисоглебского, Новохоперского. В результате применения системы методов были выявлены и некоторые педагогические затруднения (у кажого педагога их более 25). Приведем примеры наиболее распространенных:

  1. Незнание нормативно-правовых документов.
  2. Не владение методикой конструирования и планирования урока, исходя из целей.
  3. Недостаточная подготовка к урокам с учетом фактора времени.
  4. Не соответствие объема д/з с возможностями его выполнения.
  5. Не владение современными педагогическими технологиями.
  6. Не знание педагогической технологии личностно-ориентированного обучения.
  7. Не владение методами и приемами организации самостоятельной работы.
  8. Не знание методов и приемов деятельностного подхода.
  9. Не владение алгоритмом разработки исследовательской деятельности.
  10. Не использование дифференцированного подхода в обучении.
  11. Недостаточное количество знаний по психологии и педагогики.

В результате этого были выявлены и классифицированы следующие педагогические затруднения:

Затруднения в планировании работы 

Тематическое планирование

Поурочное планирование
Планирование внеурочной работы по предмету
Планирование самообразования

Затруднения в деятельности

Владение содержанием программ, учебников, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями
Использование разнообразных форм работы на уроке
Обеспечение внимательной, активной работы школьников в течение всего урока
Проведение практических, лабораторных работ
Формирование навыков учебного труда
Повышение мотивации к учению
Осуществление индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения
Организация внеурочной работы по предмету
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учебе
Организация занятий по методике уровневой дифференциации
Реализация образовательных стандартов

Затруднения в контроле деятельности

Учет и оценки уровня качества и обученности учащихся
Самоанализ деятельности учителя
Составление мониторинга обученности по предмету
Обобщение своего опыта (к аттестации или для дальнейшей работы
Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику

На основе стажа работы, выявленных профессиональных затруднений педагогов можно разбить на три кластера. Попытаемся составить портреты респондентов каждого выделенного нами кластера. Первая группа – в основном зрелого возраста, педагогический стаж более 10 лет. Трудности у этих учителей вызывает подача материала с позиции активных методов (70%) и моленький процент (10%) владения ИКТ. Вторая группа – среднего возраста, педагогический стаж от 5-10 лет. Трудности вызывает подача материала с помощью активных форм (80%), владение ИКТ для этой группы безусловно важно и процент использования очень высок. Группа три наоборот «молодая», т.е. педагогический стаж до 5 лет. В отличие от предыдущих двух групп, очевиден интерес к возможностям обучения и профессионального роста. У этой категории учителей нет затруднений в использовании активных форм обучения, ИКТ, но возникают трудности в конструировании рабочих программ (90%) и в особенностях нормативно-правовой базы. Педагоги, входящие в третью группу, у них есть хороший шанс в скором времени пополнить первую группу.

Есть группа учителей, которые не входят ни в один из кластеров (впервые преподают географию) – для них характерен большой стаж работы (более 10 лет), не вызывают трудности в разработке рабочих программ, владении ИКТ, но для них очень важны теоретические и практические знания по предмету. Таким образом, институт повышения квалификации формирует группы слушателей по относительно однородным профессиональным затруднениям. В результате изучения данной проблемы и выявленных педагогических затруднений сотрудниками кафедры были разработаны соответствующие модули и блоки для повышения квалификации учителей географии на 2011-2012 учебный год, с которыми можно ознакомиться на сайте ВОИПК и ПРО. Программа курсовой переподготовки вариативна, составляется из блоков и отдельных модулей на основе выявленных профессиональных затруднений. 25 % составляют (из всех разработанных) «общекультурные» блоки и модули, которые обеспечивают развитие мировоззрения учителя, создют условия для его профессионального самоопределения. 18 % составляют «психолого-педагогические» блоки и модули, которые направлены на развитие педагогического самообразования учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. «Предметные» блоки и модули составляют 57 %, которые раскрывают содержание конкретного научного знания. Тематика и содержание курсовой переподготовки выбирается с учетом стратегических направлений образовательной политики (совершенствование структуры и содержания общего образования по предмету, введение новых форм итоговой аттестации, введение предпрофильного и профильного обучения; применение новых информационных технологий; внедрение вариативных,  инновационных, технологий образования и т.п.).

Система методической работы в образовательном учреждении, сопряженной с работой районного методического объединения и института повышения квалификации педагогов, направленной на преодоление выявленных профессиональных затруднений.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспирементальной и внеклассной работы по одному предмету или по образовательным областям.
Методическое объединение создается для решения определенной части задач:

  1. Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
  2. Организация системы методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
  3. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
  4. Оказание методической помощи учителям.
  5. Вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности обучающихся.
  6. Направление работы методического объединения должны быть напровлены на повышение квалификации педагогов и на преодоление выявленных профессиональных затруднений.

Работа руководителей МО заключается в следующем:

  1. Формирование банка данных о методической работе учителей и их профессиональных качествах.
  2. Разработка, согласование и утверждение плана работы МО на новый учебный год и организация его выполнения.
    1. Разработка предложений по проведению методической недели.
    2. Уточнение списков на повышение квалификации и квалификационной категории учителями МО.
    3. Организация работы по повышению квалификации и квалификационной категории учителями МО.
    4. Проведение заседаний МО.

Способы продуктивного взаимодействия методической службы образовательного учреждения с районными методическими объединениями и институтом:

  1. Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий.
  2. Расмотрение календарно – тематических планов, программ элективных, факультативных и индивидуально – групповых занятий по предметам.
  3. Выступлений коллег на конференциях, семинарах и т. д.
  4. Отчёт учителей о работе над темой по самообразованию.
  5. Формирование методической копилки.
  6. Посещение уроков с последующим обсуждением на заседаниях МО и анализом сотрудниками кафедры ТМЕНО.
  7. Заседание МО с целью выявления затруднений у учителей по выявлению профессиональных затруднений.
  8. Работа с учителями учащиеся которых показали низкие знания при промежуточной или итоговой атестации
  9. Выборочное анкетирование учителей, учащихся, родителей по просьбе ВОИПКиПРО.

Нет комментариев к записи “Методические рекомендации учителю географии
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 54 009
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016