Методические рекомендации по изучению географического краеведения в Воронежской области

Материал размещен в: Краеведение

кто изучал воронежскую область, kjcnb, rhjtdtls djhjyt;crjq j, Болховитинов, В.В. Докучаева, воронежской области особенности географического открытия , геграфические открытия Воронежской области, географические изучения воронежской области, географические модели географическая карта план местности, географические особенности воронежской области, географические открытия на территории воронежской области, географические следствия вращения земли интересные факты, Географическое изучение Воронежская область, Географическое изучение Воронежской област, географическое изучение воронежской области, Географическое изучение Воронежской области ghtptynfwbz , Географическое изучение Воронежской области презентация, География Воронежскую область 18 век, география по территории данной местности , географы, географы Воронежского края, Географы и путешественники на территории Воронежской области, Географы изучавшие Воронежскую область, географы изучающие воронеж, географы изучающие воронежскую область, географы-путешественники Воронежской области , геогрофы воронежской области, главные особенности географических открытий воронежской области, главные особенности географического изучения воронежской области, главные особенности географического открытия (изучения) Воронежской области презентация скачать, главные особенности географического открытия воронежской области, горные породы воронежской области, горные породы и минералы в воронежской области, горные породы на территории Воронежской области, доказательства, Е.М. Болховитинова, зучение географии воонежской области, известные географы Воронежского края, изучавшие воронеж, изучавшие Воронежскую область 18 век, изучающие территорию Воронежской области, изучение взаимосвязи природы воронежской области, изучение воронежской области, изучение географии воронежской области, изучение природы воронежской области, изучение территории воронежской области, Изучение территории Воронежской области. Работы П.С. Палласа, институт докучаева воронежская область, исследователи географы Воронежского края, история изучения территории воронежской области, источники географического краеведения, Источники получения знаний о природе, календарно-тематическое планирование по географии воронежской овл по учебнику ф. н. милькова , кто из учёных изучал природу воронежской области, кто изучал землю воронежскую, кто изучал реки воронежской области, методические разработки по географическому краеведению Воронежсккой обл, Мильков, мое географическое открытие воронежская область, Н.А. Северцова, населении и хозяйстве своей местности; презентация скачатьметоды получения, о земляках которые изучали земли воронежской области, обработки и передачи информации о своей местности.Введение. Изучение территории Ворон, обряды в воронежской области на урок краеведения, Окско-Донская возвышенность, особенности географического изучения воронежской области, ответы практическая работа обработка материалов наблюдений за погодой и описание погоды своей местности, П.С. Палласа исследование воронежской области, Паллас, план двора по географии, план местности воронежская область с обозначениями полезных ископаемых, план местности воронежской области, план местности школы 91 в воронеже, презентации к уроку историческое краеведение воронежской области, презентации по воронежской области, презентация географическое изучение территории воронежской области, презентация минералы и горные породы Воронежской области, презентация на тему природа воронежской области, презентация не тему открытия Воронежской области , презентация о воронежской области, презентация об изучении Воронежской области, презентация по краеведению воронежской области, презентация реки воронежской области, презинтации о воронежской области, Северцов, скачать исследовательскую работу по географическому краеведению, современные географические открытия воронежского края, сообщение о земляках изучающих воронежскую область, сообщение о людях изучавших воронежскую область, сообщение об изучении воронежской области, сообщение об учёных изучающих воронежскую область, урок-презентации по изучению старинной кухонной утвари воронежской губернии, Учебно-методическое обеспечение уроков-географическое краеведение воронежской области, Ученые, ученые - краеведы воронежской области, ученые воронежской области в области краеведения, ученые географы воронежской области, ученые изучавшие воронежскую область, ученых-географах и путешественниках Воронежской области, Ф.Н. Милькова.презентация скачать, что на территории воронежской области было море по географии, этапы географического изучения воронежской области

Содержание географического краеведения Воронежской области. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.Введение.  Изучение территории Воронежской области. Работы П.С. Палласа, Н.А. Северцова, Е.М. Болховитинова, В.В. Докучаева, Ф.Н. Милькова.

Географические модели. Основные географические модели своей местности; их параметры и элементы (план, масштаб, услов­ные знаки, способы картографирования). Практические работы: составление плана своей местности, ориентирование по плану сво­ей местности, его чтение, работа со статистическими материалами.

Природа Земли и человек. Развитие знаний о своей местности (ученые, занимавшиеся изучением данной местности, авторы книг о данной местности, краеведы). Географические открытия и путе­шествия, связанные с данной местностью. Влияние формы, размеров и движения Земли на природу и жизнь людей своей местности.

Практические работы: объяснить (с примерами) географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси для своей местности.

Литосфера. Состав, строение и развитие земной коры в пределах своей местности. Формы рельефа своей местности и их связь с деятельностью эндогенных и экзогенных сил. Полезные ископае­мые своей местности, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Виды минеральных ресурсов своей местности и их оценка. Влияние рельефа на особенности быта и хозяй­ственной деятельности местного населения. Выдающиеся геомор­фологические объекты своей местности.

Практическая работа: изучение свойств минералов и горных пород своей местности, описание объектов литосферы, окружаю­щих школу.

Гидросфера. Состав и строение гидросферы своей местности. Роль воды в природе и хозяйственной деятельности местного населения. Поверхностные и подземные воды своей местности. Водные ресурсы, их размещение и качество. Природные памятники гидро­сферы.

Практическая работа: наблюдения за объектами гидросферы своей местности, оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности.

Атмосфера. Особенности состава, структуры и циркуляции атмосферы своей местности. Распределение тепла и влаги в данной местности. Особенности местной погоды и местного климата. Изу­чение элементов погоды своей местности.

Практическая работа: наблюдения за погодой и фиксация результатов наблюдения в «Календаре погоды», измерение количественных характеристик элементов погоды своей местности, изучение местных признаков предсказания погоды.

Биосфера и географическая оболочка. Взаимосвязи биосферного компонента своей местности с другими геосферами. Особенности животного и растительного мира своей местности. Приспособленность местных животных к среде обитания. Экологическое состояние окружающего ландшафта. Условия образования почв своей местности. Природно-территориальные комплексы своей местности и их изменение под влиянием хозяйственной деятельности.

Практическая работа: Изучение плодородия почв своей местно­сти, экологическая оценка ближайшего лесного массива.

Методические рекомендации

Введение. Изучение территории Воронежской области. Работы П.С. Палласа, Н.А. Северцова, Е.М. Болховитинова, В.В. Докучаева, Ф.Н. Милькова.

План местности. Ознакомление с планом своей местности. Изучение условных знаков объектов, встречающихся в своей местности. Обозначение с помощью условных знаков окружающих объектов. Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам. Определение азимута на окружающие школу объекты. Определение высот неровностей. Окружающей местно­сти, изображение их на плане. Измерение расстояний на плане и на местности. Перевод расстояния на местности в расстояние по пла­ну. Изучение приемов съемки местности. Составление плана школьного двора, дворов учащихся, пути учащихся из дома в шко­лу. Изучение топонимики своей местности.

Географическая карта. Доказательство по местным признакам шарообразности Земли. Определение положения своего населенного пункта на глобусе и карте. Его удаленность от ближайших морей и океанов и положение по отношению к экватору и нулевому меридиану. Сравнение способов изображения местности на плане и карте. Определение по карте средних высот над уровнем моря. Поиск объектов по заданным координатам. Поиск объектов по заданным координатам. Обозначение на контурной карте местопо­ложения своего населенного пункта.

Литосфера. Изучение залегания горных пород по обнажениям. Описание форм рельефа (определение их местоположения и высших точек). Изучение эрозионных процессов, свойств минералов и горных пород своей местности. Сбор и оформление коллекций.

Гидросфера. Гидрологические объекты своего населенного пункта. Составление схемы круговорота воды для своей местности. Определение принадлежности ближайшей реки к бассейну моря, океана. Определение свойств воды из ближайшего водоема (цвет, запах вкус, прозрачность, наличие взвешенных частиц). Измерение скорости течения реки и расхода воды. Построение про­филя живого сечения реки. Описание ближайшего гидрологиче­ского объекта, использование его местным населением. Изучение подземных вод своей местности. Изучение методов охраны вод своей местности.

Атмосфера. Обработка материалов календаря погоды. Опреде­ление типов облаков. Изучение зависимости погоды от атмосфер­ного давления. Работа с барометром. Определение типов погоды своей местности. Негативные и позитивные последствия атмо­сферных явлений на примере своей местности. Изучение местных признаков предсказания погоды. Определение климата своей мест­ности.

Биосфера и географическая оболочка. Изучение взаимосвязи растительного и животного мира своей местности с климатом и рельефом. Изучение почв своей местности. Природно-территориальные комплексы своей местности и их изменение под влиянием хозяйственной деятельности. Изучение и экологическая оценка ближайшего лесного массива.

Население. Определение численности населения своего населенного пункта. Характеристика половозрастного состава населения на примере своего многоквартирного дома, 10 ближайших дворов или своей улицы. Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.

Основные сведения по географии Воронежской области в помощь учителю

Введение. Территория Воронежской области стала изучаться географами со 2 половины 18 века. Одно из первых описаний ее территории принадлежит Петру Симону Палласу. Он родился в Германии и получил там блестящее образование. В 1767 году его рекомендовали Екатерине II как одаренного ученого. Вскоре он приезжает в Петербург и избирается ординарным академиком. В ходе своей экспедиции 1768 – 1770 года он посетил Воронежскую губернию. Результаты своих исследований он опубликовал 1773 году под названием «Путешествия по разным провинциям Российской Империи». Важный вклад в изучение нашей области внес Евфимий Алексеевич Болховитинов. Он родился в Воронеже 18 декабря 1767 года в семье священника. Окончив Московскую духовную академию он возвращается в родной город и работает преподавателем Воронежской семинарии. В это время он увлекается историей и географией Воронежского края. Результатом его увле­чений стала замечательная книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», вышедшая в Воронежской типографии в конце 1799 года. Это была первая работа посвященная нашему краю. Интереснейшая книга Евфимия Алексеевича не потеряла своего значения и по сей день. В 1800 году он постригся в монахи под именем отца Евгения и навсегда покинул Воронеж. В дальнейшем он стал настоятелем монастыря, а затем и Киевским митрополитом. Нельзя не сказать и о нашем за­мечательном земляке Николае Алексеевиче Северцове. Он ро­дился в Хвощеватом Воронежской губернии. Во время учебы в Мо­сковском университете защитил магистерскую диссертацию на те­му «Сезонные явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии», отмеченную Демидовской премией. Это было первое биогеографическое исследование нашего края. В дальнейшем А.Н. Северцов прославился как исследователь Средней Азии. Наиболее крупным географом, чья жизнь и деятельность оказалась связана с нашим краем был Василий Васильевич Докучаев. В засушливом 1891 году он возглавил особую экспедицию лесного департамента по разработке способов и приемов ведения земледелия в засушли­вых районах. Работы велись в южной части Воронежской области в пределах Каменной степи. Здесь была возведена система лесополос и оросительных прудов. Сейчас на этом месте расположен научно-исследовательский институт имени В.В. Докучаева. Одним из крупнейших советских географов XX века был профессор Воро­нежского университета Федор Николаевич Мильков. Под его руководством вышла целая серия книг посвященных природе Во­ронежского края. Кстати, во время составления плана было проведено исследования возможности найти необходимую информацию в интернете в открытом доступе. Как ни странно, прямых описаний тех или иных пунктов мы так и не нашли, однако есть интересный факт – практически всю информацию по темам можно найти в книгах. Сайт ВипБук библиотека предоставляет неплохую возможность быстро и просто получить необходимую информацию, за что им отдельное спасибо.

Литосфера. Поверхность Воронежской области состоит из осадочных пород. Магматические породы (граниты и гнейсы) за­легают на глубине от 100 до 1000 метров. Но все же можно найти несколько мест, где граниты выходят на поверхность. Эти участки располагаются на юге области, у пос. Басовка, Русская и Украинская Буйловка, Свинухи. Рядом с Павловском есть гранитный карьер. Из осадочных пород преобладают пески, глины и суглин­ки, которые встречаются повсеместно. В западной части области есть мощные пласты мела. Метаморфические породы представле­ны известняками и песчаниками. Они встречаются вдоль долины Дона и по оврагам. Территория области несколько раз опускалась ниже уровня моря и вновь поднималась. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки морских организмов, которые находят в осадочных породах. По оврагам и обнажениям Воронежской обл. можно найти окаменевшие раковины древних моллюсков, кораллы, морских ежей, кости морских динозавров и т.д. На территории области сейчас нет гор, но в древности (более 1 млрд. лет назад) они были. Через всю область с запада на восток проходит поднятие гранитного фундамента (Воронежская антиклиза). Оно находится глубоко под землей. Ученые считают это поднятие остатком некогда существовавшей горной системы. На территории области есть две возвышенности (Среднерусская и Калачская) и одна низменность (Окско-Донская). Возвышенности и сейчас медленно поднимаются вверх, со скоростью 2 – 4 мм в год, низменность опускается с такой же примерно скоростью.

Гидросфера. В Воронежской обл. насчитывается около 500 млн. кубометров подземных вод. Это значительная величина. Они залегают на глубине от 1 до 300 метров. Наибольшее значение имеют водоносные горизонты на глубине от 10 до 100 метров. В области всего 233 реки, но все они небольшие. К крупным можно отнести только Дон. Небольшие реки пересыхают в засушливые годы и только 53 реки имеют постоянный режим. В области более 2000 озер. Все они небольшие и особого хозяйственного значения не имеют. По происхождению это чаще всего старицы и степные блюдца. В области нет ледников, но в древности большая часть области была покрыта гигантским ледником. Только самые южные районы не подвергались оледенению. Ледник принес нам с севера огромные валуны, которые иногда можно обнаружить на поверхности или по оврагам. Во время таяния ледника в понижениях на­капливались пески. Климат нашей области всегда был засушливым. Поэтому издревле местное население строило искусственные водоемы – пруды. Обычно выбирали сухой овраг, перегораживали его плотиной и весной, во время таяния снегов, он наполнялся водой. В области более 2,5 тыс. прудов.

Крупнейшие реки Воронежской области

Река  Общаядлина в км Длина в пределах области Площадь бассейна в км2 Куда впадает 
Дон 1967 530 422000 Азовское море
Битюг 379 287 8840 Дон
Хопер 979 218 61100 Дон
Савала 28 180 7720 Хопер
Черная Калитва 162 142 5750 Дон
Усмань 151 104 3000 Воронеж
Подгорная* 145 145 5050 Дон
Елань 165 145 3630 Савала
Богучарка 101 101 3240 Дон
Икорец 97 97 1630 Дон
Хава 97 97 1460 Усмань
Воронеж 368 94 21570 Дон
Ведуга 94 94 1570 Дон
Ворона 454 70 13200 Хопер
Тихая Сосна 161 60 4350 Дон
Токай 131 85 957 Елан
Девица 89 89 1520 Дон
Хворостань 79 79 1080 Дон
Потудань 100 75 2180 Дон
Толучеевка* 72 72 968 Подгорная
Осередь 89 89 2420 Дон

* У г. Калач Подгорная сливается с р. Толучеевкой и далее на карте обозначена как Толучеевка, но с научной точки зрения, не Подгорная является притоком Толучеевки, а наоборот, так как Толучеевка и по длине и по расходу воды меньше Подгорной.

Атмосфера. Средняя температура января в нашей области = -9,5°С, июля = + 20,5°С. Среднегодовая t° = +5,5°C. Самая низкая температура в области за всю историю наблюдений опускалась до – 41,5°С (в 1956 году в Борисоглебске), а самая высокая + 43°С (в 1938.г. в Богучаре). В целом на территории области преобладают западные, юго-западные и юго-восточные ветры.  Обычная скорость ветра для нашей области от 1 до 3 м/сек. Ураганы (разрушительные ветры) бывают в среднем один раз в 5 лет. В среднем за год на территории области выпадает 500 мм осадков. Из них 315 мм в теплое время года (май – сентябрь) и 185 мм в холодное (октябрь – апрель). В самые влажные годы (1928, 1933, 1945, 1980) выпадало до 800 – 900 мм осадков, а в самые сухие (1938, 1939, 1946, 1972, 1981) чуть более 250 мм. Для зимы Воронежской области характерна частая смена двух типов погод: 1) ясной, морозной с температурами от – 15°С до – 20°С;  2) оттепелей с температурой около 0°С  и мокрым снегом. Летом   преобладают три типа погоды: 1) ясная жаркая (+ 25°С + 30°С),  2) теплая облачная с периодическими ливнями, 3) прохладная (+ 10°С + 15°С) с обложными дождями. В области умеренный континентальный климат.   По российским меркам Воронежская область одна из самых теплых в стране, в то же время по мировым меркам наш климат очень суров. Из всех стран мира только в Канаде холоднее, чем у нас.

Биосфера и географическая оболочка. В области произрастает около 2 тыс. видов высших растений, живет 70 видов млекопитающих, 280 видов птиц и более 6 тыс. видов насекомых. Большинство ландшафтов нашей области имеют искусственное происхождение. Все степи уже давно распаханы и превращены в поля.

Более половины лесов области — это искусственные посадки. Основу почвенного покрова составляют 4 разновидности черноземных почв: типичные черноземы, обыкновенные черноземы, выще­лоченные черноземы и южные черноземы. В лесах встречаются серые лесные и оподзоленные почвы.


Нет комментариев к записи “Методические рекомендации по изучению географического краеведения в Воронежской области
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 4 692
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016