Метапредметный подход в преподавании географии

Материал размещен в: Документы по географии

метапредмет в географии

дипломметапредмет=надпредмет, т.е. универсальное учебное действие, которое Ваш любимый ученик “сделает” своим универсальным инструментов в его естественной жизни. Причём этот инструмент “РАБОТАЕТ” не только в рамках отдельного учебного предмета, а он УНИВЕРСАЛЕН!!! Например, умение читать. Это умение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности……. Объяснила, как могла!:) Удачи на Вашем профессиональном поприще!!!

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.

Прежде всего необходимо разобраться с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.

“Мета” – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является “надпредметной”. Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).

конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы – предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.

Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения – усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

К ним относятся:

– теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;

– навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;

– критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;

– творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;

– регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;

– качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Метапредметные результаты изучения курса географии 6, 7 классов.

Регулятивные (учебно-организационные):

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

выявлять причинно-следственные связи;

решать проблемные задачи;

анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы,схемы;

качественное и количественное описание объекта;

классификация и организация информации;

создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

Ставить учебные задачи.

Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.

Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные

учебно-логические:

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

Систематизировать информацию;

Структурировать информацию;

Определять проблему и способы ее решения;

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

Владеть навыками анализа и синтеза;

учебно-информационные:

поиск и отбор необходимых источников информации;

представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Нет комментариев к записи “Метапредметный подход в преподавании географии
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 454
Поставь оценку!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016