Краеведение. Программа 10 -11 класс.

Материал размещен в: Краеведение

краевед, краевед в 10 - 11 классах, Программа по краеведению

географический краевед Чурляев. Ю. А Краеведение (интегрированный курс для 10 – 11 классов с основами исследовательской деятельности) Примерная региональная программа, и тематическое планирование учебного материала. Программа  по предмету Краеведение адресована учителям работающих в 10 – 11 классах общеобразовательной школе. Данный курс является комплексным и направлен на приобретение учащимися навыков исследовательской деятельности по географии, экологии, топографии, топонимике, археологии, истории, геральдике, этнографии, филологии, искусствознанию.

Пояснительная записка

“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”.

(В.А.Сухомлинский)

 

Программа и тематическое планирование адресованы учителям преподающим предмет Краеведение в 10 – 11 классах. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №354 от 13.04.2012г http://pmoo.narod.ru/Dokum/prik_do/Prik_DO_354.doc

«Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», в региональный компонент, в  X-XI классах рекомендуется ввести интегрированный курс «Краеведение».

Данный курс является комплексным и направлен на приобретение обучающимися навыков исследовательской деятельности при получении сведений о родном крае, в том числе по географии, истории, экологии, археологии, топонимике, топографии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознанию (70 часов за два года обучения).

Место и роль этой дисциплины в системе подготовки школьников определяется тем, что в качестве предмета обучения здесь выступает практическое творческое мышление. При изучении этого курса формируются не только основные тематические понятия, но и приобретаются навыки работы с различными источниками информации (дополнительная литература, статистические данные, картографические материалы и др.).

Предлагаемая программа состоит из трех разделов: географии, истории и культуры Воронежской области.

Программа и тематическое планирование рассчитаны на преподавание предмета Краеведение в 10 и 11 классах, один час в неделю. Учебный процесс должен быть направлен на проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Целью курса является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Задачи курса:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  2. учить приемам осмысленной мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  3. использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические методы сбора, анализа и обобщения информации.
  5. выработать элементарные навыки учебноо-исследовательской работы;
  6. уяснить ценность исследовательской деятельности;

развить интерес учащихся к исследовательской деятельности, направленной на изучение родного края.

Программа к учебному пособию «Люби и знай Родной край» (учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для общеобразовательных школ).

 

 

 

Содержание программы

Введение

1. Основы исследовательской деятельности

Знакомство с научной деятельностью. Актуальность, проблемы, цели, задачи, специфика изучаемого курса. Виды занятий, общие требования.

Организация исследования. Выбор темы, ее актуальность. Объект, предмет исследования. Формулирование гипотезы.

Структура работы. Методы исследования. Требования к оформлению работы.

Раздел I. География Воронежской области

2. Формирование территории Воронежской области и её географическое положение. Истории формирования территории XVI – XVII  веках. Воронежский уезд. Азовская и Воронежская губернии. Изменение границ Воронежской губернии на протяжении 18 – 20 веков. Причины этих изменений.

3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Девонские отложения. Каменноугольные слои. Геологическое летосчисление на территории Воронежской области (юрские отложения, меловые образования, кайнозойская геологическая эпоха, палеозойские отложения, неогеновые породы, четвертичный период).

4. Рельеф и полезные ископаемые. Крупные и мелкие формы рельефа. Взаимосвязь геологического строение рельефа и полезных ископаемых. Антропогенное воздействие на рельеф и полезные ископаемые.

Создание проекта: 1. Изменение природных комплексов как следствие добычи полезных ископаемых. 2. Рекультивация земель. 3. Составление ментальных карт и топографических карт своей местности.

5. Климат Воронежской области и его изменение во времени. Солнечная радиация, режим тепла, влажность, осадки, ветер. Влияние климата на хозяйство региона.

6. Поверхностные и подземные воды. Реки – главные источники воды. Озера. Пруды. Водохранилище. Подземные воды главный источник питьевой воды.

Исследовательский проект: 1. Влияние водохранилищ на микроклимат города. 2. Исследование водного объекта.

7. Растительный мир Воронежской области. Леса. Сосновые боры. Усманский бор. Хреновской бор. Шипов лес. Теллермановский лес. Байрачные дубравы. Осинники. Березняки. Черноольшанники. Тополиные леса. Воронежская нагорная дубрава. Лесные полосы. Луга. Реликтовые растения. Лекарственные растения. Пойменные леса. Степь. Каменная степь.

8. Животный мир. Животный мир лесов. Животный мир степей. Животные водоёмов. Домашние животные.

Создание проекта: 1. Как сохранить животный мир нашего края. 2. Как восстановить сгоревший лес Подворонежья.

9. Охрана ландшафтов. Заповедники. Заказники. Памятники природы. Экологическая обстановка Воронежской области.

Проект. 1. Исследование Воронежского государственного биосферного заповедника. 2.  Исследование экологической обстановки Воронежской области.

10. Население и хозяйство Воронежской области. Современное население Воронежской области. Топонимика Воронежского края. Характеристика важнейших отраслей промышленности и межотраслевых комплексов. Машиностроение. Химический комплекс. Строительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Торгово-развлекательный комплекс. Транспорт.

Проект. Исследование одного из предприятий расположенных в вашем районе.

11. Урок защиты проектов.

Раздел II. История Воронежской области

 

27. Традиционный народный костюм Воронежской области.

Функции народного костюма (защитные, магические). Традиционный мужской костюм. Женский народный костюм Воронежской области. Женский головной убор. Одежда домашняя, праздничная. Женский и девичий костюм. Праздничная обувь. Различия костюмов в разных районах области.

28. Промыслы и ремесла.

Промыслы домашние, художественные. Производство сукна в Новохопёрском уезде. Ковроткачество в селе Урыв. Лозоплетение. Гончарное производство. Рамонская керамика. Резьба по дереву. Изготовление вязаных пуховых платков. Изделия из металла. Изготовление колоколов.

Исследовательский проект: Создание изделия народно-прикладного творчества.

29. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края.

Святые места Воронежского края. Православные храмы и церкви. Гонения на церковь после революции 1917 года. Восстановление храмов в Воронежском крае. Успенская Адмиралтейская церковь. Ильинская деревянная церковь. Покровский кафедральный собор. Благовещенский собор. Алексиево-Акатов женский монастырь. Костомаровский Спасский женский монастырь. Дивногорский Успенский мужской монастырь. Монастыри Воронежской и Борисоглебской епархии.

Святые имена. Святитель Митрофан. Святитель Тихон Задонский. Епископ Петр Воронежский.

Исследовательский проект: Святые места Воронежской области  и их влияние на духовную жизнь края.

30. Народное просвещение и образование до 1917 года.

Первые школы XVII века при монастырях. Ремесленные школы. Появление общеобразовательных и профессиональных школ. Цифровые или арифметические школы. Гарнизонные школы. Епархиальные школы. 1745 год – открытие Воронежской духовной семинарии. Воронежское главное народное училище. Малое народное училище. Домашнее обучение. Частные школы и пансионы. Уездные училища. Приходские училища 1806 года. Женские школы и гимназии XIX – XX веков. Епархиальное женское училище. Воронежский Михайловский кадетский корпус. Реальные гимназии и училища. Коммерческие училища.

 

 

31. Народное образование, наука и высшая школа в советский и постсоветский периоды.

Строительство новых школ в Воронежской области. Ликвидация детской беспризорности. Фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). Фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Школы крестьянской молодежи (ШКМ). Первые пионерские отряды. Ликвидация неграмотности. Обязательное семилетнее обучение. Расширение сети детских домов и создание Суворовского военного училища. Введение обязательного восьмилетнего образования и всеобщего среднего образования.

Развитие высшей школы и науки. Знакомство учащихся с высшими учебными заведениями Воронежской области.

Исследовательский проект: Исследование учебной базы одного из высших учебных заведений Воронежской области.

32. Литературная жизнь Воронежского края.

Литературные имена XIX века. А. В. Кольцов, С. Н. Марин, А. В. Никитенко, К. Ф. Рылеев, А. П. Серебрянский, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, В. А Жуковский, Д. В. Веневитинов, Е. П. Ростопчина, М. Ю. Лермонтов, М. С. Никитин, Н. В. Кукольник, А.Н. Островский, М. Ф. Де-Пуле, А.Н. Афанасьев, А. С. Суворин, А. П. Чехов, А. И. Эртель.

Исследовательский проект: 1. Жизнь и творчество А. В. Кольцов. 2.  Жизнь и творчество М. С. Никитин

33. XX век и новейшее время в литературе Воронежской области.

И. А. Бунин, Е. И. Замятин, М. А. Шолохов, С. Я. Маршак, А. П. Платонов, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, А. Т. Твардовский, А. Т. Прасолов, А. В. Жигулин, Г. Н. Троепольский, В. М. Кубанёв, Е. П. Дубровин,

Исследовательский проект: Исследование жизни и творчества одного из литературных деятелей XX века.

34. На подмостках сцены.

Возникновение театральной сцены в Воронеже. Становление труппы Воронежского театра. Актёры Воронежских театров. Гастроли М.С. Щепкина, П. С. Молчанова, М. Н. Ермоловой. Новые театральные формы на воронежских подмостках. Знаменитые актёры Воронежских театров. Воронежский драматический театр, театр оперы и балета, театр юного зрителя, кукольный театр, театры Воронежской области (районные, поселковые, сельские, театры студии).


Один комментарий к записи “Краеведение. Программа 10 -11 класс.
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


  1. Юрий Чурляев
    Thumb up 0 Thumb down 0

    С переходом на изучение краеведения в школах Воронежской области, думаю, что эта программа пригодится учителям, которые будут вести этот предмет в 10 – 11 классах, и не только географам. Желаю успешной работы)))

Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 3 122
Оценка 4,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016