Краеведческий урок Географическое краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Н.Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение. Он указывал также на необходимость комплексного подхода в организации краеведческой работы.

Комплексный подход в географическом краеведении – это изучение учащимися географического положения, природных условий (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, гидрология, климат, почвенно-растительный покров, животный мир), экономических условий (структура хозяйства, его основные направления и перспективы развития) своей местности и ее населения (национальный и социальный состав, трудовые ресурсы, культура, просвещение, национальные обычаи и традиции). В учебной краеведческой работе принцип комплексного подхода используется при изучении географии своей области, в курсах физической и экономической географии России.

Комплексный подход к изучению природно-экономических условий родного края, организация природоведческих наблюдений, решение различных по содержанию поисково-исследовательских задач, в процессе которых учащиеся знакомятся с элементами метеорологии, гидрографии, фенологии, почвоведения, минералогии, геологии, экономики и других наук, расширяет общенаучный кругозор школьников.

Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.

Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, учитель должен расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, на конкретных примерах раскрывать связи, существующие между отдельными элементами природы, так как в начальной школе осуществляется только поверхностное изучение отдельных природных компонентов (воздух, вода, горные породы, почва и др.)

Программа по географии в 6 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса, восстанавливать в их памяти методику организации метеорологических и фенологических наблюдений. В начале курса предусматривается экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими ее горными породами, делают описания ближайшей реки, озера или источника, а в конце курса проводится экскурсия по изучению и описанию природных комплексов своей местности, по выявлению взаимосвязей между компонентами природы. По этим темам целесообразно с одним или двумя классами провести урок-поход, а с остальными классами – экскурсию в пределах школьного двора.

При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический диктант, в который включить конкретные физико-географические объекты (лес, река, озеро, водохранилище, родник и т.д.).

Краеведческий подход в процессе изучения земной коры и ее строения способствует осознанному усвоению учащимися материала; этому также способствует и раздаточный материал, накопленный старшими классами во время уроков-походов (описания растительного и животного мира, планы местности, условные знаки, горные породы).

Тема «Гидросфера» хорошо усваивается учащимися, если изучать ее с использованием местного краеведческого материала. Примерами могут служить местные источники (реки, водохранилище, озера), которые описываются по определенному плану.

При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей местности.

В начальном курсе физической географии школьники знакомятся с вопросами охраны и восстановления природы. Для этого им следует пользоваться материалами местной печати.

Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Например, учащиеся сравнивают летнюю погоду в Антарктиде с зимней погодой нашей местности и наглядно убеждаются, насколько суров антарктический климат. Такое сравнение помогает лучше понять, конкретно представить, а иногда ощутить особенности природы далекой страны.

Изучая климат Африки, учащиеся могут найти ответ на следующие вопросы: «Какая наибольшая или наименьшая высота Солнца над горизонтом в нашей местности и в тропиках? Как в связи с этим меняется температура по сезонам года? Где в Африке наиболее высокие июльские температуры? (Сравнить их с температурой июля нашей местности.) В какой части Африки максимальная годовая амплитуда температуры и почему? (Сравнить эти амплитуды с годовыми амплитудами температуры нашей местности.)».

Подобные сравнения учащиеся выполняют при изучении многих тем в курсе географии материков и океанов.

При изучении разделов «Главные особенности природы Земли» и «Земля – наш общий дом» сравнительные характеристики следует применять более широко. Учащиеся заполняют сравнительные таблицы по разделам: «Строение земной коры», «Климат Земли», «Атмосфера, циркуляция воздушных масс», «Взаимодействие общества и природы», «Влияние деятельности человека на природу» и т.д.

Заключительный этап в изучении этого курса – урок-поход, цель которого углубить и закрепить знания учащихся об отдельных элементах природы, о взаимосвязях между ними, о значении природы для хозяйственной деятельности человека на основе местного материала.

Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. При изучении географического положения учащиеся определяют координаты нашей местности.

Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении особенностей природы и природных ресурсов. Параллельно с изучением каждой темы целесообразно включать материал о Воронежской области (рельеф, геологическое строение, климат, воды, почва и т.д.), рассматривать Воронежскую область в сравнении с другими регионами нашей страны.

В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках необходимо рассматривать практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния водохранилища или выявить самый загрязненный район


Нет комментариев к записи “Краеведческий подход в обучении географии и методы его осуществления
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 2 165
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016