Изучение состояния водоемаУрок поход в 6 классе. “Изучение отдельных компонентов природы своей местности”. Маршрут: Пригород города Воронеж – Отрожка – окружная дорога – мост через водохранилище – с. Чертовицкое – Баркова гора. Цели: Накопление фактических знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и водами.

Маршрут: Отрожка – окружная дорога – мост через водохранилище – с. Чертовицкое – Баркова гора.

Отступление от темы. Кстати название нашей киностудии происходит от слова Отрожка, а киностудия “ОКрошка”. Отрожка – это район города Воронежа. Раньше (до революции 1917 года) он был слишком далеко от цента города, то есть отторженный от города.   ОКрошка – это как же маленький, крошечный фильм, ну и конечно как в окрошке в наших фильмах собрано много всякой всячины.

Задачи:

  1. Сформировать представления о формах рельефа, речной долине, питании, режиме и работе реки и временных водных потоков, причинах образования источни-ков.
  2. Познакомить с приемами определения крутизны склонов и высоты холма.
  3. Научить составлять описания источника, реки, ориентироваться на местности по плану.
  4. Рассмотреть, как используется водохранилище, река и рельеф в хозяйственной деятельности, как осуществляется их охрана, наметить возможные меры борьбы с оврагами и промоинами.

Ход урока

Начальный пункт маршрута – остановка автобуса №90 «Окружная дорога». Здесь учащиеся ориентируются, находят по Солнцу основные и промежуточные стороны горизонта, производят визирование на различные объекты и определяют азимуты. Далее учитель просит учащихся представить, что они идут в разведку. Для этого на плане отмечается маршрут следования и объекты, подлежащие изучению. Цель – пройти по указанному маршруту и найти на местности все отмеченные на плане объекты.

Остановка 1 – на высоком крутом берегу реки Воронеж.
Задачи:

  1. Ориентирование на местности по Солнцу и компасу, определение азимутов.
  2. Определение форм поверхности и речной долины.
  3. Измерение дальности горизонта при подъеме и спуске.

После ориентирования и определения азимутов учащиеся должны ответить на вопросы: «Каковы особенности рельефа окружающей нас местности? Как называются эти формы поверхности?». Затем проводится сопоставление схематического профиля речной долины с действительным видом долины реки Воронеж у с. Чертовицкое. Далее один из учащихся становится на середине склона речной долины, а остальные определяют это место на чертеже.
Прежде чем спуститься в речную долину, учащиеся вспоминают, что такое горизонт, линия горизонта, открытая и закрытая местность, определяют, где хорошо видна линия горизонта. После спуска делается вывод о том, как меняется дальность горизонта при спуске и подъеме.

Остановка 2 – в долине реки.
Задачи:

  1. Обозначение остановки на плане.
  2. Определение направления течения реки, правого и левого берега.
  3. Изучение поймы реки.
  4. Определение ширины реки.
  5. Определение скорости течения реки.
  6. Составление описания реки.
  7. Изучение использования реки и ее долины человеком
  8. Составление плана оврага, борьба с оврагами.

После ориентирования и обозначения остановки на плане учащиеся забрасывают в реку поплавки и определяют направление течения, правый и левый берег, ширину реки (на глаз).
Можно проводить интегрированный урок с учителем математики, который определяет с учащимися ширину реки при помощи травинки или шагами на берегу, при помощи построения геометрических фигур (см. приложение).

Для выполнения этого задания учащиеся делятся на груп-пы по 5 – 6 человек. После окончания измерений учитель проверяет правильность полученных результатов, сравнивает данные разных групп.

Следующее задание, которое дает учитель математики, – это определение скорости реки.
Работа, совершаемая разными реками, и даже одной рекой на разных участках, неодинакова. Одна из причин – различие скорости течения. Учитель задает вопрос: «Для какой цели людям необходимо знать, с какой скоростью течет вода в реке?»
Результаты работы учащиеся записывают в таблицу 1(смотри приложение).

После выполнения этого задания перед учащимися ста-вятся несколько вопросов о режиме и питании рек:

  1. В какой сезон года река выходит из берегов?
  2. Почему реки разливаются весной?
  3. Откуда поступает вода в реку в течение года, т.е. каково питание реки?
  4. На какой высоте от уреза воды расположены источники или места избыточного увлажнения?
  5. Какие породы слагают берега реки выше и ниже источников?
  6. Почему источники и избыточно увлажненные участки на берегах реки располагаются примерно на одной высоте над урезом воды?

На остановке можно увидеть пляжи, подмытый берег, от-мель, озера и старицы, т.е. наглядно показать работу реки и выявить, как используется река и ее долина в хозяйственных целях. Далее с учащимися рассматривается вопрос о значении гидрологических исследований реки для хозяйственной деятельности людей.
Следующим заданием является изучение воды в реке. Учащиеся набирают в пробирку воду, определяют ее цвет, прозрачность и отвечают на вопросы, почему вода в реке загрязнена, какие меры позволяют исключить попадание грязной воды в источники?
На этой же остановке учащиеся рассматривают овраг. Для его изучения ставятся следующие вопросы:

  1. Продолжается ли рост оврага в настоящее время?
  2. Какие признаки на это указывают?
  3. Почему на склонах речной долины часто образуются овраги и промоины?
  4. Почему образование оврагов отрицательно сказывается на ведении сельского хозяйства?
  5. Какие меры можно предпринять для прекращения роста оврагов в нашей местности?

Остановка 3 – у холма.
Задачи:

  1. Ориентирование на местности по плану и ком-пасу.
  2. Изучение холма и его частей.
  3. Определение крутизны склонов.

Работа начинается с выполнения заданий: показать части холма, определить крутые и пологие склоны. После объяснения определяется крутизна склона при помощи эклиметра, даются групповые задания. Например, азимут от точки 0 на вершину – 94 градуса ; крутизна склона – 27 градусов ; азимут с вершины на точку 0 – 274 градуса .
В заключение учащиеся сравнивают крутизну склонов и выявляют максимальную.

Следующая работа – определение относительной высоты холма при помощи школьного нивелира и расстояний между точками.
Полученные результаты заносят в таблицу(смотри приложение).

Результаты, полученные разными группами, сравниваются, выявляются неточности, исправляются ошибки.

Остановка 4 – у родника.

Задание: сделать описание источника.

После выполнения этих заданий учащиеся получают оценки по географии и математике.

Загрузить и показать галлерею изображений

Нет комментариев к записи “Изучение отдельных компонентов природы своей местности
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016