Географическое краеведение. Программа и тематическое планирование.

Материал размещен в: Краеведение

вклад земляков в развитие знаний о земле, ГЕОГРАФИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ , знания земляков о земле, конспект урока Климат Воронежской области краеведение 6-7 класс, что такое географическое краеведение, 6-7 класс программа школьного курса географическое краеведение воронежской области региональная программа календарно-теметическое планирование , 7 класс географическое краеведение тема как человек уничтожает рельеф, 7 класс практическая работа no1 тема обработка материалов наблюдений за погодой и описание погоды своей местности, gkfy описание геологической карты, антропогенная рельеф образование воронежской области, бесплатно скачать презентацию по краеведению на тему памятнки природы, биологическое краеведение 6 класс конспекты по 6,7, биологическое краеведение 6 класс таблица природные зоны, вклад земляков в исследовании воронежской области, вклад земляков в исследования воронежского края, вклад земляков в развитее знание о земле, вклад земляков в развитие знаний о земле воронежского края, вклад земляков в развитие знаний о земле современные исследования территории воронежской области, вклад земляков в развитие знаний о земле.современные исследования Воронежской области , вклад земляков в развитие знаний о земле.Современные исследования территории, Вклад земляков в развитии знаний о земле, вклад земляков воронежской области в развитии знания о земле, вклад земляков воронежцев в развитие знаний о земли, вклад земляков вытрезвитель знаний о земле Воронеж, вклад земляков о развитии знаний о Земле, Вклад земляков развитии знаний о земле в Воронежской области за 6 класс, Вклад земляков развитии знаний о земле.В Воронежской области, вклад наших земляков в исследовании воронежской области, влияние разработки полезных ископаемых на воронежский крайъ, воипкро воронеж программа историческое краеведение, воипкро воронеж чурляев программа краеведение, воипкро и про программа по краеведению, вопросы по краеведению 3класс, Воронеж ВОИПКРО географическое краеведение 7 класс программа, Воронеж ВОИПКРО географическое краеведение Чурляев, воронежская область тектоника , географическое строение , палеография, Воронежская область краеведенье, где можно найтиучебник по краеведению 6-7 класс автор федотов, где найти учебник по краеведению 7 класс ю-сахалинск, геграфическое краеведение 6-7 класс, гегрфические памятники воронежской облости, гелогическая история воронежской области урок, Геогафическое Краеведение воронежской области планирование 6-7класс, географическая карта воронежской области, географическая оболочка земли 7 класс презентация, Географическая оболочкаплан рассказа ученика, географические закономерности открывшие люди Воронежской области, географические исследования воронежского края, географические исследования воронежской области, географический диктант 7 класс урок краеведения, географическое краеведение, географическое краиведение 7 класс, географическое rhftdtltybt, географическое земледелие 6 класс книга, географическое изучение воронежской области определить географические координаты , географическое краеведение, географическое краеведение воронежской области, географическое краеведение -это, географическое краеведение 6 - 7 класс планирование , географическое краеведение 6 класс, географическое краеведение 6 класс решебник, географическое краеведение 7 кл региональный компонент, географическое краеведение 7 класс, географическое краеведение 7 класс федотов, географическое краеведение 7 класс рефераты, географическое краеведение 7 класс читать онлайн, географическое краеведение в 6 кл., географическое краеведение в 8 классе, Географическое краеведение Воронежская область Чурляев, географическое краеведение воронежской области 6 класс, географическое краеведение воронежской области 6-7классы, географическое краеведение воронежской области чурляев, географическое краеведение параграф 3, географическое краеведение рабочая программа 6-7 класс по воронежской области, географическое краеведение чурляев, Географическое краеведение. Воронежская область. Ю.А.Чурляев, географическое краеведенье, географическое краевединие 7 класс, географическое кроеведение, географическое положение воронежской области 6 класс, географическое положение донского края, география воронежской области 6 класс, география области планирование, география. тема минеральные ресурсы, геологическая история Воронежской области, геологическая история воронежской области, геологическая история воронежской области презентация, Геологическая история развития территории Воронежской области конспект урока, геологические памятники воронежской области, геологические памятники воронежской области, геологические памятники природы воронежской области, геологический профиль, Геологическое и тектоническое строение Воронежской области, геологическое строение воронежской области карта, Геохронологическая таблица Воронежской области., градусная мера по физической карте росси Воронежа, доклад " Роль реки дон в жизни области", доклад на тему природа воронежской области, доклад на тему рельеф воронежской области, доклад по географии движение земли за 5 класс за 5 класс, доклад по краеведению 7 класс, доклад по теме вклад земляков воронежцев в развитие знаний о земле, доклад рассказать о строение географической оболочки, доклад строение и свойства географической оболочки, докладпо краевелению на тему города крепости воронежской области 8 класс, доклады на тему составление простейших планов местности , доклады по гиографии, заполни схему природные территории по краеведению, Зелёная аптека на балконе, земли на карте воронежской области, игры народа Воронежской области, игры народов воронежской области, изучение географии в 6 - 7 классах, исследователи воронежской области, исследовательская работа о географических особенностях территории отраженных в гербах, исследовательских работах учеников по географическому краеведению , историческое краеведение воронежской области 10 класс, историческое краеведение воронежской области ntvfnbxtcrjt gkfybhjdfybt, историческое краеведение воронежской области в 8-9 кл.рабочая программа, история географического изучения воронежской области, как правильно построить геологический профиль воронежской области с учащиемся, какие природные процессы создали рельеф воронежской области области, Какие ученные внесли свой вклад в развитее географии?, Календарно - тематическое планирование по краеведению Воронежской области 6 класс, календарно тематическое планирование по географическому краеведению 6-7 класс, календарно тематическое планирование по географическому краеведению 7 дорогань класс константинов, календарно-тематический план по географическому краеведению воронежской области, календарно-тематическое планирование по краеведению воронежская область, календарно-тематическое планирование 7 класс краеведение воронежской области, календарно-тематическое планирование географическое краеведение Воронежского края 6 класс , календарно-тематическое планирование по воронежской обл, КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ, календарно-тематическое планирование по природе донского края, карта воронежской области с градусной мерой, карта геологические объекты Воронежской области, карта минеральных ресурсов воронежской области, карта полезных ископаемых воронежской области, карта с географическими координатами, Карта. План и профиль местности, конспект урока географическая оболочка планеты 7 класс, конспект урока краеведения план школьного двора, конспект урока по географии 5кл на тему представления древних народов о мире, конспект урока по краеведению воронежского края 7 класс, конспекты уроков краеведение в 6 классе, координаты крайних точек воронежской области, координаты различных точек местности (воронежская область), краевед 7 кл географ, краеведение тектоника, краеведение 6 класс, краеведение 6 класс задание 8, краеведение 6 класс-вклад земляков в развитии знаний о Земле, краеведение 7 класс, краеведение 7 класс воронежская область календарно-тематическое, краеведение 7 класс воронежская область. полезные ископаемые, краеведение 7 класс воронежской области, краеведение 7 класс карта воронежской области, краеведение 7 класс материал, краеведение 7 класс решебник, краеведение 7 класс таблица Кайнозойская,Мезозойская, Палеозойская- события обозначить, краеведение 7 класс тема геологическая схема воронежской области, краеведение 7 класс читать, Краеведение 9 класса Воронежская облость, краеведение : информация "роль реки дон в жизни области " , краеведение Воронежской обл. планирование, краеведение Воронежской области, краеведение воронежской области 8 класс, краеведение план работы, краеведение планирование, Краеведение по географии Воронежской 6-7 класс, Краеведение по географии Воронежской 7 класс, краеведение по географии воронежской области 6-7классы, краеведение построение географического профиля построение географического профиля краеведение, краеведение практическая работа 1, краеведение программа, краеведение программа воронеж, краеведение тематическое планирование 6 класс, краеведение учебный план, краеведение формерование территории воронежского области, краеведение. составить памятку заблудившемуся в лесу, краеведческие программы для школьников, краеведческий тематический план, краеведы воронежской области доклад ученицы 5 класса, креведени программа 7 класс, кто исследовал воронежскую область, курс краеведения в 6 классе тематическое планирование, На пути в (полуденную Азию).6 класс. краеведение, найти наблюдение за географическим объектом, найти презентацию на тему географическое исследование Воронежской области, научно-практическая конференция на тему экологическое краеведение, наш воронеж описание и история города на доклад по кроеведению 8 класс, о вкладе земляков в исследование воронежской области, олимпиада географическое краеведение 2012, Описание рельефа , практическая работа, ОПИСАНИЕ РЕЛЬЕФА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, определение по карте протяженности воронежской области в градусной мере и километрах, Определение по карте протяженности области и в градусной мере и километрах, определение протяженности воронежской области в градусной мере и километрах, ответ на вопрос за 6класс по географии:современные иследования территории воронежской области, оцените значимость географических знаний в повседневной жизни, палеогеография воронежской области, палеозойская эра википедия по географическому краеведению, перезентация на тему географическое изучение Воронежской области, плакат о сбержении почвы, план местности стадион география, План местности экологически чистого города, план школьного двора 6 класс, планирование по краеведению 1 класс (1-4 нач.школа), планирование по краеведению 6 -7 классы Воронежская область, планирование по краеведению воронежской области, планирование по краеведению культурное краеведение, планирование уроков по краеведению в 7 классе, полезные ископаемые их местонахождения геолошические памятники Воронежской области, построение географического профиля краеведение , построение геологического профиля воронежской области, Построение геологического профиля по карте, Построение геологического профиля по карте Воронежской области., Построение геологического профиля по карте области., построение геологического профиля по карте воронежской области, Построение геологического профиля по карте области, построение геологической карты воронежской области, построение геологической карты области с учащимися на уроке, построение профиля местности по краеведению 7 класса, построить геологический профиль по карте воронежской области, пояснительная программа для VII вида по географии, практическая работа обработка материалов наблюдении и описание погоды своей местности, практическая работа обработка материалов наблюдении и описание погоды своей местности г кобрин, Практическая работа 1 по географии 7 класс, практическая работа 1 тема обработка материалов наблюдений и описание природы своей местности для 7 класса, практическая работа 7 кл характеристика лесостепи и ее изменения под влиянием человека, практическая работа no1 по географии 7 класс обработка материалов наблюдений за погодой и описание погоды своей местности, практическая работа на местности -, Практическая работа на тему географические координаты, практическая работа по географии про рельеф, практическая работа по географии 7 класс обработка материалов наблюдений, практическая работа по географии на тему географические планы и карты, практическая работа по географии обработка материалов наблюдений за погодой ответы 7 класс, практическая работа по краеведению 7 класс, практическая работа по краеведению построение географического профиля, практическая работа построение геологического профиля воронеж, Практическая работа Построение геологического профиля по карте области, практическая работа построение плана местности, практическая работа №2 по географии оброботка материалов наблюдений и описание погоды своей местности 7 класс, Практическая работа №2 Построение геологического профиля по карте Воронежской области., практическая работа-Изучение взаимосвязей природы,хозяйства,населения,экологических проблем воронежской области, Практическая работа№1 по географии 7 класс "Описание погоды своей местности", практические задания по плану местности, практические работы по географии в 6-7 классах, презентации по краеведению10 класс о Воронеже, презентация 7 класс Строение и свойства географической оболочки., презентация географическая оболочка, презентация географическая оболочка планеты. 7 класс, презентация для краеведения река дон в жизни воронежской области, презентация на тему игры народов воронежской области, презентация на тему калачская возвышенность, презентация на тему минеральные ресурсы россии 9 класс, презентация на тему свойства и особенности строения географической оболочки по географии 7 кл, презентация по географии Географическая оболочка 7 класс, презентация по географии краеведение, презентация по краеведению 7 класс, презентация Строение и свойства географической оболочки 7 класс география, презентация урока по географии климатообразующие факторы циркуляция воздушных масс 8 класс, презинтация на тему план местности и географической карты, Примерное тематическое планирование чурляев, проведение практической работы по теме Определение высоты солнца над горизонтом, программа географический рельеф, программа Воронежская область, программа географического краеведения, программа краеведение 10-11кл по воронежской обл., программа курс по краеведению 7класс, программа по географическому краеведению воронежской области, Программа по краеведению (география Воронежского края), программа по краеведению 7 класс, программа по краеведению воронежской области, программа по краеведению чурляев, программа школьного исторического краеведения воронежского края, программа школьного курса географическое краеведение Воронежской области, Программа,календарно тематическое планирование краеведческого кружка "Патриоты малой Родины", программы по географическому краеведению , Программы по краеведению, проект по географии 6 класс на тему план местности, проектная деятельность по краеведениюв 5 классе рабочая программа, проекты географии по географической карте, проекты для 6 класса на тему природа и человек краеведение, проекты по краеведению, протяженность воронежской области в градусной мере, профессии связаные с изучением литосферы, профессия связанные с географическое краеведение и географией, раазработка урока экскурсии по краеведению, Рабочая программа по краеведению в 6, 7 классах Воронежская область, рабочая программа географическое краеведение, Рабочая программа краеведение 10 11 класс воронежская обл, рабочая программа п о географическому краеведению воронежской области 5 кл, Рабочая программа по брошюре краеведение под редакцией Табачникова в 6, 7 классах по воронежской области, рабочая программа по географическому краеведению, рабочая программа по географическому краеведению 10 и 11 класс, рабочая программа по географическому краеведению 6 класс, рабочая программа по географическому краеведению 6 класс воронеж федотов, рабочая программа по географическому краеведению воронежской области знать и уметь, рабочая программа по географическому краеведению для 6 класса, рабочая программа по историческому краеведению 8 класс воронежской , рабочая программа по историческому краеведению воронежской области 8 класс, рабочая программа по краеведению 6 класс, рабочая программа по краеведению 6 класс воронежской области, Рабочая программа по краеведению 6 класс Дорогань, рабочая программа по краеведению 6 класс Чурляев, Рабочая программа по краеведению в 6 7 классах, Рабочая программа по краеведению в 6, 7 классах Табачников по воронежской области, рабочая программа по краеведению Воронежская область, рабочая программа по краеведению воронежской области, рабочая программа по краеведению воронежской области 10 11 классы, рабочая программа по краеведению западной сибири, рабочая программапо географическому краеведению 7 класс, рабочаяя программа краеведение 6 класс, Разрабодка географической недели, разработка практических работ на местности, разработка практической работы Составление плана местности, Разработка урока Рельеф Донского края, разработка урока составление простейших планов местности 6 кл география, разработки уроков краеведения 6, 7 класс , рассказ о географической местности, региональная программа по краеведению 10,11 класс, рельеф и полезные ископаемые воронежской области , рельеф образования воронежской области, реферат зоны охраны природы в нашем районе,дворе 6 класс, реферат на тему влияние разработки полезных эскопаемых на экологичесскую ситуацию воронежской области, реферат на тему краеведение воронежа, Реферат на тему флора и фауна воронежской области, реферат по географии на тему рельеф местности, реферат по географическому кроеведению, рефератвлияние разработки полезных ископаемых на воронежский край, решебник по географическому краеведению за 6 класс, Решебник по географическому краеведению онлайн 6 класс, скачать бесплатно программу по краеведению, скачать бесплатно тематическое планирование Краеведение Воронежской области - 8 -9 класс, скачать конспект урока географическое краеведение 6 класс Чурляева, Скачать Краеведение в Воронежской области в 6 и 7 классах, скачать мини проект для краеведения по теме Роль реки Дон в жизни Воронежской области, скачать планирование по краеведению воронежская область, скачать презентации по краеведению геология и рельеф нашего края, скачать презентацию география 7 класс строение и свойства географической оболочки, скачать презентацию на тему игры народов воронежской области, скачать презентацию на тему Игры народов Воронежской области бесплатно , скачать презентацию по географии как люди открывали и изучали территорию Воронежской области, скачать программу краеведение Воронежской области, скачать рабочую программу учебного курса краеведение по географии 6 класс, склад Земляков в развитие знаний на карте мира, современные иследования воронежской области, современные иследования на территории воронежской облости, современные исселедования земляков на территории воронежской области, современные исследования воронежской области, Современные исследования территории Воронежской области, Современные исследования территории Воронежской области краеведение 6 кл конспект урока, современные исследователи территории воронежской области, совремменые иследования в воронежской области, сообщение на тему географическое положение городов воронежской области, строение и свойства географической оболочки (таблица) 7 класс, строение и свойства географической оболочки составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы доклад по географии, строение св-ва географической оболочки.роль каждого компонента в жизни природы, тектаническое строение Воронежской области, ТЕКТОНИКА И ГИОЛОГИЯ(7класс,краеведение), тектоническая карта воронежской области, тектоническое строение воронежской обл., тектоническое строение воронежской области, тем планирование по краеведению 6.7 класс, тематическое планирвание по географическому краеведению для 6 класса, тематическое планирование по краеведению, тематическое планирование в школьном музее, тематическое планирование географическое краеведение 6 класс Воронежская область, тематическое планирование краеведение 6-7 класс, тематическое планирование по географии с краеведческим аспектом, Тематическое планирование по географическому краеведению, тематическое планирование по географическому краеведению 6 класс, Тематическое планирование по истории Воронежского края, тематическое планирование по историческому краеведению воронежской области, тематическое планирование по краеведению, Тематическое планирование по краеведению 6 класс, тематическое планирование по краеведению 7 класс, тематическое планирование по краеведению 7 класс чурляев, Тематическое планирование по краеведению 8 класс, тематическое планирование по краеведению Воронежской области 7 класс, тематическое планирование по краеведению Чурляева, тематическое планирование проектной деятельности по географии, тематическое планирование проектной деятельности по истории родного края, темы уроков по программе "Чистый город" для школьников, термин географическое краеведение, тиктаническое строение воронежской области, типовая программа компетенции краеведения РК, требования по количеству человек к клубам по краеведению, урок географии7 класс Возникновение и развитие хозяйства, урок географическое краеведение 7 класс воронеж, урок зачет тектоника и геология, Урок. ру Научно-практическая конференция по географии темы исследовательских проектов, урокзакономерности формирования рельефа землиацияя, учебная программа по краеведению для нпо, учебник по географическому краеведению 6 класс читать онлайн, Учебно тематический план по краеведению., флора местности исследовательская работа, характеристика рельефа воронежского края, Цели краеведческих программ, что такое тектоника определение по краеведению, что такое тектоника по краеведению, что такое термин географическое краеведение, чурляев географическое краеведение, чурляев-краеведение, школа планирование географическое краеведение воронежской области, школьные презентации география 7 класс географическая оболочка, школьный курс по краеведению воронежского края методические разработки, экскурсии и практические работы на местности по теме гидросфера, экскурсия по географии план местности, элективный курс география краеведение 6 классы рабочая программа.17 часов., элективный курс по краеведению 10 класс воронежская область, эссе: сферы использования полезных ископаемых вашей местности"

Пояснительная записка. Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, проис­ходящих в общеобразовательной школе.

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользо­вателя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.

В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

– создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

– научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

– формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

– адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

– формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Особенности программы.

Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 70 часов, для 6-7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

– историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

– геологическую историю и тектоническую структуру, историю формиро­вания и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

–  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

– природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.

– географию хозяйственной деятельности области.

Уметь:

– выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

– владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

– уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

– решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:

– тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

 – составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы

Ю. А. Чурляев

Примерная программа, методические рекомендации

и тематическое планирование

учебного материала по курсу

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

(региональная программа для 6 – 7 классов

общеобразовательной школы)

Учебно-тематический план и содержание деятельности

6 класс (35 часа)

№ темы № п/п Наименование раздела,

темы

Теория Практика
I 1 Введение. Экскурсия на местности. Организация  и обучение приемам практической работы: наблюдения фенологические, метеорологические измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу»   1
II 2 На какой Земле мы живём.

Вклад земляков в развитии знаний о Земле

Имена земляков на карте мира

1  
3 Современные исследования территории Воронежской области. 1  
III 4 Планета Земля.

Влияние движения Земли. Движение Земли вокруг оси и его следствия. Часовые пояса.

1  
5 Смена времён года. Движение Земли вокруг Солнца.

Ведение фенологических наблюдений.

1  
IV

 

6 План и карта.

Ориентирование на местности по компасу и местным признакам.

  1
7 План местности. Топографический диктант 1  
8 Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними. План школьного двора.   1
9 Географическая карта родного края   1
10 Градусная сетка на карте Воронежской области. Определение географических координат г. Воронежа   1
11 Построение профиля своей местности   1
V 12 Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Изучение  форм рельефа, характер залегания горных пород. Профессии связанные с изучением литосферы.   1
13 Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня   1
14 Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. 1  
15 Влияние человека на рельеф  своей местности 1  
16 Геологические памятники природы 1  
VI 17 Гидросфера – водная оболочка Земли.

Внутренние воды родного края.

  1
18 Внутренние воды и рельеф 1  
19 Внутренние воды и климат

Практическая работа. Описание реки по атласом Воронежской области.

1  
20 Гидрологические памятники природы. 1  
21 Влияние человека на водные объекты своей местности. 1  
VII

 

22 Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Режим отдельных метеорологических элементов

  1
23 Типы погоды моей местности. Обработка метеорологических данных.   1
24 Климат родного края. 1  
25 Опасные явления в атмосфере 1  
26 Взаимосвязь человека и атмосферы 1  
VIII

 

 

27 Биосфера – оболочка жизни.

Растительный и животный мир своей местности

  1
28 Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Воронежской области 1

 

 
 IX 29 Человек на Земле.

История заселения Воронежского края. Формирование границ края.

1  
30 Народы нашего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.   1
X 31 Географическая оболочка

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах

1  
32 Составление описания природного комплекса своей местности.   1
33 Культурные ландшафты своей местности. 1  
  34 Обобщающий урок 1  
  35 Резерв времени 1  
  ИТОГО 21 14

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение(1 час)

Экскурсия (Практическая работа №1) Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

На какой Земле мы живём (2 часа)

2. Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.

Творческие работы.

1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.

Запуск мини-проектов  учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»

3. Тема: Современные исследования территории

Творческие работы:1.Интересны люди района (Почётные граждане).

2. Интересны люди поселка (Почётные граждане).

Планета Земля(2 часа)

4. Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение  для жизни человека  и природы.

Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?

3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.

5. Тема: Смена времён года. Особенности своего края.

Творческие работы.1.Астрономический год. 2. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

План и карта(6 часов)

6. Тема: Ориентирование на местности.

Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам

Творческие работы.  1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.

7. Тема: План местности. Изображения земной поверхности моего  микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.

8. Тема:

Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России

Практическая работа №3 Составление плана местности  школьной территории с помощью полярной  съемки.

Творческие работы.1.План моего двора. 2. Школьный стадион в ландшафте микрорайона. 3. Составление  подробного плана микрорайона школы.

9. Тема: Географическая карта микрорайона проживания.

Практическая работа №4  Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.

Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды  и нанесением уникальных  географических объектов.

10. Тема: Градусная сетка на карте своей местности

Практическая работа №5  Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.

11. Тема: Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.

Практическая работа №6. Построение профиля своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности.

Творческие работы.1. Воронежская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.

Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)

12. Тема: История формирования современного рельефа.

Творческие работы:1.Путешествие  вглубь Земли (на примере своей местности)

2. Геологический профиль своей местности.

13. Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.

Практическая работа №7. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.

Творческие работы.1.Составление коллекции «Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.

14. Тема: Стихийные природные явления  в литосфере своей местности

Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)

15. Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени

Практическая работа №8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану

Творческие работы.1.Сравнение форм рельефа Воронежской области. 2. Овражно-балочные формы рельефа. 3.Топонимы  объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.

16. Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.

Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по  геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование  полезных ископаемых в архитектуре)

Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)

17. Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение  крупных объектов гидросферы.

Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания

Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.

2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.

18. Тема: Внутренние воды и рельеф.

Практическая работа №10. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.

Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)

19. Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.

Практическая работа  №11. Описание озера, болота, родника (по выбору)

Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке

20. Тема: Памятники природы гидросферы родного края.

Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы  гидросферы»

21. Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.

Творческие работы. Картирование  водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния  реки Черемшан на   заселение края. 3.Письмо Главе района.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)

22. Тема: Режим отдельных метеорологических элементов

 Практическая работа №12. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.

Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.

23. Тема: Погода моей местности

Практическая работа №13 Составление описания погоды по сезонам года.

Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.

24. Тема: Тип климата территории проживания и причины, его  формирующие. Климат и человек.

25. Тема:  Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила  поведения в грозу.

3. Шаровая молния.

26. Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы

(Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)

Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа)

27. Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.

Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в  устном народном творчестве народов края.3.  Проблемы использование населением даров леса

28. Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности.  Красная книга Воронежской  области

Весенняя экскурсия (Практическая работа№14) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»

Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования

Человек на Земле(2 часа)

29. Тема: Из истории  заселение  территории края. Коренное население.

Творческие работы: Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.

30. Тема: Народы нашего края.

Практическая работа №15. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее.

Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия. 4. Интервью с участником ВОВ «Годы, опалённые войной»

Географическая оболочка (3 часа)

31. Тема: Природный комплекс своей местности.

Весенняя экскурсия (Практическая работа№16)  «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»

Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.2. Аквариум-природный комплекс.

31. Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон  под влиянием человеком.

32. Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.

33. Тема: Культурный ландшафт.

 Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.

Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края

34. Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся  по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение»

(в рамках школьной научно-практической конференции)

 

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать  в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной  форме.

 

Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

  1. География в моей жизни.
  2. Профессии наших родителей.
  3. Человек интересной  судьбы.
  4. План микрорайона школы.
  5. История города в судьбе моей семьи.
  6. Истоки моего родства.
  7. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
  8. Семейная реликвия.
  9. История микрорайона школы в названиях улиц.
  10. Игры народов Воронежской области.
  11. Где родился, там и пригодился.
  12. Памятник археологии
  13. Моя  минералогическая коллекция.
  14. Живи, родник.
  15. Роль реки Дон в жизни области.
  16. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
  17. Местные признаки предсказаний погоды.
  18. Матушка природа для лечения народа.
  19. Зелёная аптека  на балконе.
  20. Мой любимый уголок города.
  21. Деревянное зодчество.
  22. Экологически чистый город будущего.
  23. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.

 

Учебно-тематический план и содержание деятельности

7 класс (35 часа)

№ темы № п/п Наименование раздела, темы Теория Практика
I

 

1 Географическое положение области. Воронежская область на карте России и мира. 1  
2 Практическая работа Определение по карте протяженности области и  в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.   1
II 3 Тектоника, геологическое строение, палеогеография

Тектоническое строение Воронежской области.

1  
4 Геохронологическая таблица.

Геологическое строение области.

1  
5 Геологическая история развития территории 1  
6 Построение геологического профиля по  карте области.   1
7 Урок – зачет: «Тектоника и геология» 1  
III 8 Минеральные ресурсы.

Классификация полезных ископаемых  области. Закономерности размещения полезных ископаемых

1  
9 Характеристика каждой группы полезных ископаемых. Практическая работа «Составление и описание коллекции полезных ископаемых» 1  
10 Практическая работа  «Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области»   1
11 Урок-зачет «Минеральные ресурсы»   1
IV

 

 

12 Рельеф. Общая характеристика рельефа Воронежской области. 1  
13 Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность 1  
14 Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области 1  
15 Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф своего края 1  
16 Практическая работа Составление карты-схемы  «Рельеф Воронежской область» 1  
V

 

17 Климат области.

Общая характеристика климата Воронежской области.

1  
18 Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс 1  
19 Синоптическая карта. Карта погоды. 1  
20 Практическая работа. Составление карты-схемы  «Климат Воронежской области»   1
21 Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края 1  
VI 22 Гидросфера.

Общая характеристика внутренних вод области

1  
23 Реки области. 1  
  24 Озера, болота и подземные воды

Проблема малых рек Воронежской области.

1  
25 Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»    1
26 Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края 1  
VII 27 Население и хозяйство Воронежской области. Население Воронежской области 1  
28 География сельского хозяйства Воронежской области 1  
29 Города Воронежской области их хозяйственная деятельность 1  
30 География промышленности Воронежской области. 1  
31 Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.   1
VIII 32 Природные комплексы Воронежской области .

Лесостепи и степи.

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.

Практическая работа. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия.

  1
33 Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. . Практическая работа.  Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.   1
34 Итоговый урок: «Природа моего края» 1  
  35 Резерв времени 1  
  ИТОГО 26 9

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Тема: Географическое положение области (2 часа)

Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты Воронежской области.

Практическая работа: Определение по картам и  расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности

2. Тема: Тектоника, геологическое строение, палеогеография (5 часов)

Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития территории.

Практическая работа: Построение геологической карты области

Урок – зачет: «Тектоника и геология»

3. Тема: Минеральные ресурсы (4 часа)

Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности.

Практические работы  1. Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области, 2. Составление и описание коллекции полезных ископаемых.

Урок-зачет: «Полезные ископаемые»

4. Тема: Рельеф (5 часов)

Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые, короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района

Практическая работа Составление карты-схемы  «Рельеф Воронежской область»

5. Тема: Климат области ( 5часов)

Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края.

Практическая работа. Составление карты-схемы  «Климат Воронежской области»

6. Тема: Гидросфера (4 часа)

Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области.  Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края

Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»

7. Население и хозяйство Воронежской области. (5 часа)

Население Воронежской области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. География промышленности Воронежской области.

Практическая работа. Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.

8. Природные комплексы Воронежской области (4 часа)

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. .

Практическая работа.

Практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы

 

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды.

Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы,  наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать  в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта – схемы территорий.

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качествен­ных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной  форме, анализировать тематические карты.


Комментарии (3) к записи “Географическое краеведение. Программа и тематическое планирование.
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


  1. 7nemo3xp@mail.ru
    Thumb up 4 Thumb down 7

    Hidden due to low comment rating. Click here to see.

  2. Юрий Чурляев
    Thumb up 6 Thumb down 6

    Пожалуйста, заходите, обращайтесь буду рад помочь. )

  3. филонова оксана
    Thumb up 1 Thumb down 0

    Спасибо, помогло в работе.

Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016