Дистанционная обучающая олимпиада по георафии. ДООГ-2012 год. Команда Мегаполис-2.

Материал размещен в: Новости сайта

россии 4 объекта , назовите миенами русских землепроходцев ,географов , путешествеников и учёных и ответы, 4 объекта, названные именами русских географов, алисов борис павлович таблица, вопросы и ответы олимпиады по географии, вопросы и ответы олимпиады по географии, Вопросы и ответы по географии, вопросы олимпиады по географии 2012, высказывание ученых о географической карте, гринвичский меридиан -презентация по Географии, гринвичский меридиан презентация по ГеоГравфии, дистанционная олимпиада, дистанционная олимпиада по географии ответы, дистанционная олимпиада по географии приветствие участников, доог, как принять участие в дистанционной олимпиаде по географии 2012, Кака бы изменился Климат Европы ответы на олимпиаду По географии, климатические пояса вопрос на 10 баллов, международная дистанционная обучающая олимпиада по географии, Назовите 4 объекта На карте россии названные именами русских землепроходцев, Назовите 4 объекта названные именами русских землепроходцев, географоф, путешественников, ученых., найти соответствие между именами путешественников и результатами исследований олимпиада, олимпиада, олимпиада по географии 2012 вопросы, олимпиада по географии 2012 года с вопросами и ответами, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ МЕГОПОЛИС, Ответы на олимпиаду по географии 2012 год, ответы на олимпиаду по географии 7класс 2012год, памятником этому путешественнику является трехметровый крест..................олимпиада по географии, приветствие команды в стихах по географии, таблица зональности географической, установите соответствие между именами путешественников и исследователей, установите соответствие между путешественниками и исследователями и резуоьтатами их труда, УСТАНОВИТЕ соответствие между территорие Земли и именами путешественников,которые их открыли.Антарктида., установите соответствие между учеными-географами, установите соответствие путешественник и географический объект.., что больше облако или его тень? олимпиада по географии, школа 78

Команда Мегаполис-2 Школа 78 Началась очередная Дистанционная обучающая олимпиада по географии ДООГ 2012.  Наша школа в составе команды Мегаполис-2 уже четвертый год принимает участие в этой олимпиаде. Олимпиада длится четыре месяца и состоит из пяти этапов: 1 – это приветствие команд участников, 2 – команды отвечают на вопросы обучающего тура, 3 – практическая часть, 4 – участники отвечают на контрольные вопросы олимпиады, 5 – это семинар в процессе  которого руководители команд (учителя) делятся своим опытом. Каждая олимпиада посвящена определенной теме. В этом году путешественникам, первооткрывателям. Тема прошлого года Глобализация.

На этой странице публикуем приветствие нашей команды и вопросы обучающего тура.

Мегаполис-2 школа 78

Мегаполис-2 школа 78

 

Наша команда  школа 78

Наша команда школа 78

 

Участники команды Мегаполис-2

Участники команды Мегаполис-2

 

Участники ДООГ 2012

Участники ДООГ 2012

 

На уроке в 78 школе

На уроке в 78 школе

 

На уроке школа 78 Воронеж

На уроке школа 78 Воронеж

 

Памятника города Воронежа

Памятника города Воронежа

 

Памятные места  города Воронежа

Памятные места города Воронежа

 

Достопримечательности  города Воронежа

Достопримечательности города Воронежа

 

Мегаполис

Мегаполис

Вопросы обучающего тура
Дистанционной обучающей олимпиады по географии
(ДООГ-2012)

Вопрос 1.

Известные российские географы Лев Семёнович Берг и Борис Павлович Алисов в своих исследованиях и научных работах много внимания уделяли изучению климата, его классификации и изменению в пространстве и во времени.

Б.П. Алисов разработал новую классификацию климатов Земли, основанную на различиях в динамике воздушных масс. Классификация климатов по Л.С. Бергу подготовлена на основе различий в характеристике ландшафтов. Расположение климатических поясов по территории Земли  доказывает наличие такой закономерности как зональность.

Перечислите типы климатов по Б.П. Алисову и Л.С. Бергу (в виде таблицы).

Приведите примеры нарушения данной географической закономерности, назвав конкретные территории.

Объясните причины, влияющие на различия климата на одной из конкретных территорий от климата климатического пояса или климатической области.

Проиллюстрируйте картосхемой, с указанием климатообразующих факторов.

Вопрос 2.

Думается, что в наших школьных учебниках географии недостаточно   представлены персоналии, сыгравшие особую роль в развитии географической науки.

Имена,  каких учёных-исследователей, путешественников  вы считаете необходимым  упомянуть в ваших  школьных  учебниках   по географии.

Назовите тему в учебнике,  имя  учёного (аргументируйте свой выбор)

Представьте портрет и  краткую справку  (текст на 1/3 листа А4, 14 кегль, интервал 1,5), которой необходимо сопроводить имя ученого-исследователя, путешественника на страницах того учебника, в котором вы считаете важным, это имя упомянуть.

Вопрос 3.

Выберите из списка географов, которым принадлежат приведенные ниже высказывания.

  1. На самом деле география изучает не столько реальную природу, экономику, население, сколько «топографию сознания».
  2. В отличие от описательной и познавательной науки география должна стать наукой конструктивной.
  3. Относительно скромная роль России в деградации биосферы и ее огромный пространственно-экологический потенциал являются важными геополитическими факторами, которые можно и нужно использовать для упрочнения позиций новой России.
  4. Всегда считалось, что главным мотивом к перемене места жительства было стремление людей улучшить условия своей жизни. Однако новые явления, обнаруженные исследователями в 1970-х годах, показали, что результаты миграции по территории страны существенно зависят не только от уровня и условий жизни, но и от изменения числа рабочих мест, а оно в свою очередь зависит от естественного прироста населения.
  5. Большинство российских городов располагается в наиболее освоенной и плотно заселенной части России. Они стремятся, во-первых, равномерно охватить всю эту обширную территорию, а во-вторых – объединиться в крупные города и городские агломерации.

 

Географы:      Иннокентий Петрович Герасимов,
Николай Николаевич Клюев,
Жанна Антоновна Зайончковская,
Владимир Михайлович Котляков,
Георгий Михайлович Лаппо,
Юрий Александрович  Веденин.

 

Вопрос 4.

Самое большое количество географических объектов, названных именами русских учёных и путешественников можно увидеть на карте Евразии.

Укажите, какой материк может соперничать с Евразией по этому показателю?

Заполните таблицу:

– назовите не менее 10 географических объектов этого материка, носящих имена русских учёных и путешественников;

– впишите их фамилии, имена и отчества;

– укажите профессию каждого из них или область их научных и

Материк _________________________                                          Таблица

Географический объект Фамилия, имя, отчество учёного или путешественника Профессия или область работы (научных интересов учёного)

Источник, из которого взята информация

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

 

Вопрос 5.

Представьте, что вы – группа молодых учёных-географов. Перед вами поставили задачу: используя свои географические знания, изучив материалы периодической печати (см. ниже), выявить мировые тенденции изменения использования различных источников энергии на 25 лет вперёд. Свой прогноз аргументируйте.

Словить светило
Бесплатное электричество гарантируется … на 25 лет

В городе Новочебоксарске в Чувашии завершается строительство крупнейшего в Европе предприятия по производству фотоэлектрических модулей. Говоря проще – завода солнечных батарей.

Солнечные батареи в российском быту пока диковинка, а вот в Европе и на Ближнем Востоке на них огромный спрос. Солнце, как бесплатный источник энергии, хотят использовать миллионы: жители дворцов и хижин, владельцы отелей, яхт и булочных — словом, все, кто хочет экономить на электричестве. Рачительные немцы подсчитали, что к 2020 году 1 кВт электроэнергии, полученной благодаря солнцу, будет стоить всего 5-6 центов. То есть полтора рубля!

Каждому по солнцу. На Западе считают, что эпоха доминирования большой энергетики подходит к концу – у неё нет возможностей для снижения стоимости энергии. Сегодня начинается эра малой энергетики, которая использует автономные источники энергии: солнце и ветер. Уже в начале 2012 г. Новочебоксарский завод планирует выдать первую нанопродукцию. Их можно использовать даже для облицовки фасадов. Ни снег, ни град, ни падение температуры до −40˚С им не страшны. Батарея держит удар в 50 кг, так что даже не всякий брошенный камень сможет её повредить. Гарантийный срок эксплуатации – 25 лет. В отличие от «ветряка» тонкоплёночной батарее не требуется техническое обслуживание, ведь деталей, которые могут износиться, нет.

Где взять энергию?
Мир в раздумьях, чем топить

Эксперты Международного энергетического агентства вслед за специалистами из международного агентства по атомной энергии прогнозируют: рост числа атомных станций продолжится. Доля атомной энергетики в мировой выработке электроэнергии вырастет до 2035 г. на 70%.

Об отказе от атомной энергетики после аварии на АЭС «Фукусима» заявляли только правительства Швейцарии и Германии.

В Германии доля атомной энергетики составляет 20% от общей выработки электроэнергии, восполнить недостаток с помощью альтернативных источников не получится. Что они выберут? Газ?

Если речь идёт об увеличении использования угля, то следует помнить, что Европейский союз взял обязательства снизить выбросы парникового газа к 2020 г. на 20% по сравнению с 1990-м, и активный ввод мощностей, работающих на угле, не позволит этого сделать. Если говорить об увеличении доли газа, то тогда придётся открыто признавать ещё большую зависимость от поставок энергоносителей из России, что тоже является существенным вопросом для всего ЕС».

Помимо экономического аспекта очень важен и экологический момент. Но как раз АЭС, если они надёжно защищены, не дают никаких выбросов, в отличие от традиционных источников энергии». Пока же Германия покупает часть электроэнергии … с соседних французских атомных станций.

 

Структура энергопотребления Германии

Структура энергопотребления Германии

Критерии оценки ответов на вопросы обучающего тура

Вопрос 1.

Критерии оценки ответа:

1. Перечисление типов климатов в виде таблицы – 5 баллов
2. Приведены примеры нарушения географической зональности – 5 баллов
3. Приведен пример конкретной территории с объяснением причин азонального характера климата – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 20.

Вопрос 2.

Критерии оценки ответа:

1. Фамилия, имя и отчество ученого – 5 баллов
2. В ответе содержится портрет ученого – 5 баллов
3. Краткая справка – до 10 баллов

Максимальное количество баллов – 20.

Вопрос 3.

Критерии оценки ответа:

Правильное сопоставление ученого и его высказывания – 4 балла.

Максимальное количество баллов – 20.

Вопрос 4.

Критерии оценки ответа:

На втором месте по количеству географических объектов, названных именами русских учёных и путешественников, стоит Антарктида.

При заполнении таблицы необходимо заполнить все её графы, в том числе указать источники, из которых взята информация.

Оценка ответа: за правильное определение материка – 2 балла; за правильное заполнение каждой ячейки  таблицы – по 0,5 балла.

Максимальное количество баллов за этот ответ – 22.

Вопрос 5.

Критерии оценки ответа:

Опираясь на материалы печати, приведённые в вопросе, можно выявить следующие мировые тенденции изменения использования различных источников энергии:

1. Увеличение доли атомной энергии («…рост числа атомных станций продолжится. Доля атомной энергетики в мировой выработке электроэнергии вырастет до 2035 г. на 70%.»). Если возрастёт доля атомной энергетики, то соответственно должны сократиться доли других источников энергии.

2. Уменьшение доли традиционных видов топлива (нефти, газа, угля) в структуре энергопотребления («Если речь идёт об увеличении использования угля, то следует помнить, что Европейский союз взял обязательства снизить выбросы парникового газа к 2020 г. на 20% по сравнению с 1990-м, и активный ввод мощностей, работающих на угле, не позволит этого сделать. Если говорить об увеличении доли газа, то тогда придётся открыто признавать ещё большую зависимость от поставок энергоносителей из России, что тоже является существенным вопросом для всего ЕС»).

3. Возрастание доли альтернативных источников энергии («Сегодня начинается эра малой энергетики, которая использует автономные источники энергии: солнце и ветер»).

Оценивание ответа: за каждую правильно выявленную тенденцию – по 3 балла, за аргументацию каждой тенденции – по 3 балла.

Максимальное количество баллов – 18.

 

Вопросы конкурсного тура ДООГ-2012

Вопрос 1.

В 1883 году вышло в свет сочинение основоположника генетического почвоведения Василия Васильевича Докучаев «Русский чернозём», в котором были детально рассмотрены: область распространения, способ происхождения, химический состав чернозёма, принципы классификации и методы исследования этого типа почв. Восьмая глава этой работы названа «Происхождение растительно-наземных почв».

  1. 1.      Какие же гипотезы образования чернозёма в этой главе рассматривает Василий Васильевич?
  2. 2.      Какой гипотезы придерживался Докучаев в своём исследовании?
  3. 3.      Какая их этих гипотез отвечает современному взгляду в науке?
  4. 4.      Используя карты атласа (физическую, тектоническую, новейших тектонических движений, геологическую, почвенную), приведите доводы в пользу растительно-наземной гипотезы образования чернозёма.

«Русский чернозём», статья в газете «География», см.

Вопрос 2.

Установите соответствие между именами  географов, путешественников, исследователей и заголовками, которыми  могли бы начинать их  жизнеописания.

Географы, путешественники, исследователи:

1. Фердинанд Петрович Врангель

2. Петр Кузьмич Козлов

3. Иван Федорович Крузенштерн

4. Федор Петрович Литке

5. Михаил Васильевич Певцов

Заголовки жизнеописаний:

А. Исследователь природы и человека Центральной Азии

Б. Российский Магеллан

В. Мореплаватель, правитель, директор, министр

Г. Руководитель трех экспедиций в Центральную Азию и автор нового способа определения географической широты

Д. Первый вице-президент Русского географического общества

Раскройте смысл одного из заголовков (по вашему выбору), написав  эссе объемом не более ½ страницы и раскрывающее  смысл всех слов и выражений в заголовке.

Вопрос 3.

Директор института демографии, известный российский учёный – демограф и экономист Анатолий  Григорьевич  Вишневский считает, что низкая рождаемость, недостаточная  для простого воспроизводства населения является неизбежной нормой для всех развитых стран мира, включая Россию.

Последняя перепись населения (октябрь 2010) показала, что за 8 лет, с 2002года страна потеряла 2,2 млн. человек.

Учёные-демографы из ООН составили прогноз изменения населённости стран во времени в виде  карты вымирания стран, взяв за основу расчёта коэффициент воспроизводства населения (КВН). В соответствии с этим прогнозом Россия к концу третьего тысячелетия перестанет существовать как страна вместе с такими странами как Япония, Германия, Италия и Испания.

  1. 1.      Назовите основные  причины (не менее 3) и объясните их влияние на убывание населения этих стран, включая Россию.
  2. 2.      Предложите перечень конкретных решений, направленных на ликвидацию так называемого «российского креста» и увеличение естественного прироста населения в нашей стране.
  3. 3.      Приведите примеры субъектов   РФ, для которых характерно увеличение (уменьшение) количества населения. Объясните причины.

 

Вопрос 4.

Общеизвестно, что «Генуэзец Христофор Колумб во главе испанской экспедиции для поиска кратчайшего морского пути в Индию пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг острова Самана, а позже — других Багамских островов, Кубы, Гаити*».
*Из хронологии географических открытий

С тех пор 12 октября 1492 г.официальная дата открытия Америки, Нового Света.

А до этого  события  жителям Старого Света   Америка – Новый Свет не была  известна???

Между жителями Старого и Нового  Света не было никаких взаимосвязей, взаимоотношений???

  1. 1.      Приведите не менее двух фактов, которые бы свидетельствовали о  том, что в Старом свете гораздо раньше, до Христофора Колумба, знали о Земле за океаном, а между жителями  Старого и Нового Света существовали взаимосвязи.
  2. 2.      Какие географические особенности, свидетельства  материальной или духовной культуры подтверждают  правильность   Ваших выводов?

 

Вопрос 5.

Географические  факты, явления  и  процессы интересовали не только  путешественников, учёных, исследователей, но часто писателей и поэтов.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение русского поэта и переводчика БЕНЕДИКТОВА Владимира Григорьевича:

Одеты  ризою  туманов
И  льдом заоблачной зимы,
В  рядах,  как войско  великанов,
Стоят державные  холмы.
Привет  мой  вам,  столпы  созданья,
Нерукотворная  краса,
Земли  могучие восстанья.
Побеги  праха в  небеса!
Здесь  с  цепи  тяготенья
Земная  масса  сорвалась
И,  как  в порыве  вдохновенья,
С  кипящей  думой   отторженья
В  отчизну  молний  унеслась;
Рванулась  выше… но  открыла
Немую вечность  впереди.
Чело  от  ужаса  застыло,
А  пламя  спряталось  в  груди.
И  вот,  на  тучах  отдыхая,
Висит  громада  вековая.
Чужая  долу  и  звездам.

     1.  О каком географическом  процессе  идёт речь?

     2.  Правильно с географической точки зрения передаётся суть этого процесса? Дайте  краткое описание  процесса, о котором идёт  речь  с использованием географических  понятий  и терминов.

  1. Приведите другой пример поэтического описания географического процесса или явления.

Практические задания по географии

Определение географических координат с помощью гномона

Долгое время география была наукой описательной. Путевые заметки отважных путешественников и торговцев стали основой развития науки. Однако одним из самых важных применений географической науки стали практические исследования. Попробуем и мы по примеру отважных путешественников провести свое исследование – определить координаты своего местоположения, не с помощью современных приборов (GPS или ГЛОНАСС), а методом, приближенным к прошедшим эпохам.

Для этого надо: 1. выявить время истинного полдня, 2. отметить высоту солнца во время истинного полдня, 3. вычислить широту и долготу места.

Итак тема практического тура: определение географических координат с помощью гномона.

Оборудование

  • гномон – шест высотой примерно 1 метр (от поверхности до верхней точки),
  • таблица склонения Солнца в течение года,
  • часы с установленным временем по Гринвичу,
  • небольшие колышки, на которых удобно отметить время наблюдения за тенью,
  • угломерный инструмент для определения высоты Солнца над горизонтом (если необходим),
  • номограмма определения географической широты (можно скачать по адресу http://geo.metodist.ru//doog/2012/nomogramma.png

Определения

Полдень истинный – момент верхней кульминации солнца, прохождения через меридиан.

Гно́мон (др.-греч. γνώμων — указатель) — древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (стела, колонна, шест), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца. Кратчайшая тень указывает и направление истинного меридиана.

Номограмма – график, позволяющий определить результат вычислений графическим путем, без дополнительных расчетов, с помощью специальных таблиц.

Ход работы

  1. Определяем время истинного полдня. Выбираем ровную площадку для установки гномона. На эту площадку не должна падать тень от соседних зданий и сооружений (например, забора). Устанавливаем строго вертикально гномон, используя отвес. Наблюдения лучше проводить в два дня.
    1. В первый день лучше проводить наблюдение через большие промежутки времени, например, через каждый час. Положение тени гномона желательно отмечать колышками, на которых отмечено время. В первый день наблюдений мы должны выявить отрезок времени, когда тень гномона должна иметь наименьшую длину.
    2. Во второй день наблюдения лучше проводить в этот отрезок времени, когда тень гномона должна иметь наименьшую длину (мы этот промежуток времени определили в первый день наблюдений), но чаще отмечать передвижение тени колышками (например, каждые 10 минут).

На одном из колышков, который отметит самую короткую тень от гномона, обозначьте время истинного полдня по Гринвичу. Также, обязательно измерьте длину самой короткой тени.

Первый и второй дни наблюдений могут быть разнесены, т.е. не обязательно следовать друг за другом.

  1. Определить географическую широту можно двумя способами.
  2. Установить угловую высоту солнца (в градусах) для последующих расчетов можно по-разному:
  3. Провести наблюдение с помощью угломерного инструмента. ВНИМАНИЕ! Помните о технике безопасности при наблюдении за Cолнцем!

ii.      решить прямоугольный треугольник по двум катетам, один из которых является гномоном, а другой – тенью гномона.

  1. Провести наблюдения времени заката и восхода солнца и расчёты с помощью номограммы
  2. Расчет географической широты производится следующим образом. Мы знаем, что в дни равноденствия (21 марта и 23 сентября) высота солнца в истинный полдень = 900 – широта места (φ). Однако, орбита Земли не является идеальной окружностью и наша планета движется по орбите с разной скоростью. Поэтому нам необходимо учитывать склонение Солнца в течение года. Склонение Солнца мы возьмем из таблицы, которая приложена к заданию. Высота Солнца над горизонтом в истинный полдень (h) = склонение Солнца (δ) + (900 – широта места (φ)), т.е. h= δ+(900– φ). Из этой формулы легко посчитать φ, т.е. широту места.
  3. Время истинного полдня нам понадобится и для того, чтобы определить географическую долготу. Нам необходимо определить временную разницу между полднем на гринвичском меридиане и на том меридиане, где проводит наблюдение команда. Конечно, у путешественников всегда были с собой точные часы – хронометры, время на которых было выставлено по какому-либо меридиану (Гринвичскому, Парижскому или Нью-Йоркскому). В качестве аналога подобного хронометра можно использовать данные сайта http://www.time100.ru/gmt.html, где мы узнаем точное время по Гринвичу.
  4. Итак, каковы же географические координаты местоположения команды согласно проведенным наблюдениям и расчетам? Сопоставьте результаты вашей работы и с данными, которые можно получить современными способами.

Описание результатов наблюдений (отчет)

  1. Описание своей работы команда может представить в форме иллюстрированного текста (форматы .doc, .docx или .odt) или презентации (форматы .ppt, .pptx или .odp), заархивировав документ в формат .zip. Имя zip-архива “id XXX practika”, где XXX – ID (номер) команды.
  2. Отчеты команда оформляет в виде вложения к сообщению форума по адресу http://geo-edu.ru/mod/forum/view.php?id=156
  3. Сроки практического тура 14 февраля – 8 апреля.
  4. Оценка отчета команды:
    1. Четкое, логичное выделение в отчете всех этапов работы – 10 баллов,
    2. Краткое описание каждого этапа работы – 20 баллов,
    3. Иллюстрация каждого этапа наблюдений фотографиями, которые демонстрируют суть работы – 20 баллов,
    4. Произведенные расчеты, их последовательность – 20 баллов,
    5. Сопоставление полученных координат в ходе наблюдений с координатами, которые получены с помощью выбранных командой современных способов – 10 баллов,

Ваши впечатления о работе команды в практическом туре. Какие аспекты в работе членов команды выходили за рамки задания, какие признаки самостоятельности, творческого подхода учащихся к работе можно отметить? Какие собственные находки членов команды следует выделить при выполнении задания? Не более 0.5 страницы. – 20 балл

 


Комментарии (2) к записи “Дистанционная обучающая олимпиада по георафии. ДООГ-2012 год. Команда Мегаполис-2.
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


  1. Александр Сергеев
    Thumb up 0 Thumb down 1

    Я помню был не мегаполис, а мегалополис…

  2. Юрий Чурляев
    Thumb up 0 Thumb down 0

    Да ‘ было и такое название. Все течет, все меняется. “Мегалополис” – более верный географический термин.

Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 2 415
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016