Урок географииОтветы на вопросы давал Юрий Алексеевич Чурляев – учитель географии в 78 города Воронежа. Кандидат педагогических наук и доцент, победитель Приоритетного Нац. Проекта 2006 и 2010 годов и победитель регионального конкурса среди учителей. Обладатель специального приза – инновационное оборудование для кабинета географии на сумму 250 тыс. руб., от благотворительного фонда «Мой учитель» на Всероссийском конкурсе учителей в 2010.
Ответы на вопросы корреспонденту издательства «Просвещение» Анне Беляковой.
1. Что меняется в преподавании географии с введением новых образовательных стандартов? Каковы Ваши ожидания?
Образование в наше время становится функцией быстро меняющейся жизни. Мы вступили в глобальный мир, приняли правила либерального общества, лозунг которого – «свобода и конкуренция». Учителя географии осознают, что на них лежит колоссальная ответственность в воспитании такого поколения, которое будет способно реализовать национальную идею, добиться успеха в меняющемся мире, обустроить свою страну.
В Стандарте второго поколения меняется подход к изучению предмета, и не только географии, главной целью образования названо развитие личности учащихся, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития. Учителю необходимо осознать, что знания о мире вторичны для человека и не имеют для него абсолютного значения. Однако полученные в ходе изучения предмета «География» знания и умения необходимы ученику для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Я считаю, географические знания имеют прикладной характер и должны быть использованы в различных сферах человеческой деятельности.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет осуществить метапредметную направленность в обучении географии, которая заложена в образовательных стандартах.
Направленность географического образования меняется, но требования к знаниям и умениям остаются прежними. И эти знания и умения проверяются результатами ЕГЭ.
В широком круге образовательных дисциплин, географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане – это:
один час в неделю в шестом классе (уменьшение на один час) ; два часа в неделю в седьмом классе (уменьшение на один час); по два часа в неделю в восьмом и девятых классах, в десятом и одиннадцатом классах по одному часу в неделю, при условии если класс общеобразовательный. Если класс имеет определенный профиль, географии может вообще не изучаться. Считается, что физику и лирику географию изучать нет необходимости. Так, что курс Мировая география у этих профилей не востребован.
Некоторые темы из географии были перемещены в предмет обществознание, например, «Политическая карта» или вообще упразднены (страноведческий курс в 10 – 11 классах).
Получается, что география нужна только самим географам. География стала считаться “не барской наукой”, как у Фанвизина, “извозчик довезет”. Незнание предмета (географии) приводит к экологическим проблемам и катастрофам: строительство водохранилищ на равнинных реках, переброска вод рек в засушливые районы, управление климатом, не учитываются причинно следственные связи и взаимосвязи.  География – это единственный предмет в данное время, который воспитывает любовь к Родине. История воспитывает патриотизм, а география любовь не только к Родине, но и в основном к малой родине.
2. Как должны меняться программы и учебные пособия по географии?
В настоящее время появилось большое количество учебников по географии. Учитель стоит перед выбором учебно-методического комплекта по географии, который бы соответствовал всем требованиям нового стандарта, помог бы достичь цели, поставленные современным обществом перед школой. Я жду изменений в учебно-методическом комплексе, который будет соответствовать современным требованиям новых стандартов. В связи с новыми походами к знанию предмета, должны быть изменены и требования к проверке этих знаний.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В связи с этим должен измениться учебно-методический комплекс, который будет направлен на осуществление деятельного подхода в обучении географии.
3. На что, по-вашему, должны быть направлены современные программы повышения квалификации учителей географии?
Все мы индивидуальны, и каждый учитель испытывает разные трудности в своей работе. Кому-то надо помочь составить тематическое планирование, а кому-то надо помочь разработать интерактивный урок. Некоторые учителя не владеют методикой конструирования и планирования урока, исходя из целей, другие не знают методов и приемов деятельностного подхода. Исходя из этого, надо выявлять затруднения учителей по определенным аспектам и формировать группы по интересам. Курсы повышения квалификации должны предлагать тематику на основе выявленных затруднений, а учители должен выбрать, что ему надо изучить.
4. Как повысить мотивированность детей к изучению географии?
Прежде всего, чтобы повысить мотивированность (мотивацию) учащихся к изучению любого предмета, учитель должен быть яркой личностью. Если говорить конкретно о географии – это практическая направленность предмета, дети должны осуществлять самостоятельную, исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, путешествия, и самое главное использование на уроке современных средств обучения, применять ИКТ. Весь этот комплекс мер способствует повышению мотивации учащихся к изучению географии.
5. Были ли в Вашей практике интересные примеры проектной работы, реализации межпредметных проектов?
Мы с учащимися ежегодно осуществляем проектную работу. Нами были подготовлены и представлены на конференциях Географического общества учащихся при Воронежском государственном университете такие проекты, как «Ландшафтные дизайн пришкольного участка», «Архитектура школьного двора», «Исследование травянистого покрова Среднего Прибитюжья», «Исследование поймы реки Усмань». Все эти проекты удостоены дипломов различного достоинства. Одним из значимых межпредметных  проектов (информатика – география) было создание, вместе с моим учеником Сергеевым Александром, «Географического образовательного портала» в 2008 году, этот проект продолжает свое развитие и реализацию на просторах интернета.
6. Какая форма (формы) проверки знаний, на ваш взгляд, приемлема для вашего предмета?
Я считаю, что ЕГЭ объективно проверяет знания по географии, но к сдаче ЕГЭ нужна особая, определенная подготовка. Чтобы получить высокий балл, учащийся должен повторить, под руководством учителя, весь курс географии с 6 по 11 классы. Во время урока такую подготовку осуществить невозможно. Учитель должен реализовывать программу, работать по тематическому планированию. На мой взгляд, если ученик не хочет или не может по ряду причин поступать в ВУЗ ему должна быть предоставлена возможность сдача экзамена в традиционной форме. В большей степени это касается выпускников 9 классов.
7. Поделитесь Вашими «ноу-хау» преподавания предмета?
В своей работе я уже третий год использую видеосюжеты связанные с теми или иными событиями. Ведь география в настоящее время осуществляется здесь и сейчас. Например, это изменение границ между Россией и Норвегией (проведение демаркационной линии), землетрясение в Японии, война и изменение власти в Ливии и др. Эти видеосюжеты я записываю на рекордер дома, обрабатываю их, сокращаю до нужного размера, вырезаю рекламу. К определенной теме урока стараюсь подготовить видеосюжет из цикла телепередач «Моя планета».
В последнее время, после появления у меня в кабинете интернета, для проверки знаний по пройденному разделу или теме я подготавливаю интерактивные тесты, которые составляю исходя из целей и задач урока.  Тест размещаю на своем Географическом портале, а на уроке в классе мы его решаем в интерактивной форме, на интерактивной доске. Шрифт теста можно увеличить, чтобы тест был виден и на последней парте. Решая  эти тесты, весь класс активно с интересом работает на уроке. Вот ссылка на эти тесты попробуйте, если у вас есть такая возможность – Интерактивные тесты по географии


Нет комментариев к записи “Чурляев Юрий об актуальных проблемах образования
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 449
Поставь оценку!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016