Анализ преподавания географии в Воронежской области в 2007-2008 учебном году

Материал размещен в: Научные статьи по географии

2007, 2008, rfr drk.xbnm vjlekm gj rhftdtltyb. d ghjuhfvve gj utjuhfabb d6 rkfcct&, анализ, анализ 5 параграфа география, анализ урока географии, географические карты и современные профессии, география 7 класс крылова учебник 11 и 14 парагра, изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5м. высота сечения 5м, изобразите при помощи горизонталей холм высртой 17,5 м. разность высот соседних горизонталей 5м. западный склон крутой, восточный более пологий, определения по всем параграфам 7 класса по географии душина , притела, Отработка практических навыков с использованием интерактивной доски на уроках географии, практическое применение изучаемого материала по географии, презентация по географии итоговый урок по теме план местности, при помощи горизонталей холм высотой 17,5, примеры заданий для работы с планами местности на уроках географии, учебник по географии воронежской области, учебный кабинет географии и биологии паспорт и документы чурляев , Юрий

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.



Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся. Во многом этому способствует учебнометодический комплекс.
УМК. В данном разделе представлены учебники, рекомендуемые и допущенные Министерством образования на 2008/2009 учебный год. В этом списке мы видим некоторые изменения, учебники которые ранние были рекомендованы перешли в разряд допущенных, в этом списке появились новые учебники. Министерство образования рекомендует использовать разработанные линии учебников по географии, начиная с 6 по 11 классы.
Перечень учебников рекомендованные Министерством образования на 2008/2009 учебный год
Издательство «Дрофа»
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География 6 кл.
2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География 7 кл.
3. Баринова И.И. География России 8 кл.
4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство 9 кл.
10. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География 6 кл.
11. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны 7 кл.
12. Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство 8 кл.
13. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство 9 кл.
14. Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География 6 кл.
15. Климанова О.А. и др. География 7 кл.
16. Алексеев А.И. и др. География России 8 кл.
17. Алексеев А.И и др. География России 9 кл.
18. Бахчиева О.А. под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень) 10 кл. «ВентанаГраф»
19. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень) 1011 кл. «Просвещение»
20. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) 10 кл. «Русское слово»
21. Максаковский В.П. География (базовый уровень) 10 кл. «Просвещение»
Перечень учебников допущенных Министерством образования на 2008/2009 учебный год
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География 9 кл.
2. Алексеев А.И. и др. География 6 кл.
3. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. под ред.
4. Алексеева А.И. География 7 кл.
5. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. под ред. Алексеева А.И. География 8 кл.
6. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 6 кл.
7. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 7 кл.
8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 8 кл.
9. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. под ред. Дронова В.П. География 7 кл.
10. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л. География 7 кл.
11. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. под ред. Дронова В.П. География 7 кл.
12. Кошевой В.А., Душина И.В. и др. География 6 кл.
13. Крылова О.В. География 7 кл.
14. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География 7 кл.
15. Летягин А.А. под ред. Дронова В.П. География 6 кл.
16. Лобжанидзе А.А. под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География 6 кл.
17. Петрова Н.Н. География 6 кл.
18. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География 6 кл.
Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География под ред. Фетисова А.С. 7 кл.
19. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География под ред. Фетисова А.С. 7 кл.
20. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. под ред. Дронов В.П. География 8 кл.
21.Раковская Э.М. География 8 кл.
Обзор учебников географии 7 класса
Для 7го класса существуют учебники географии, имеющие как общие, так и отличительные черты, поэтому есть возможность выбора. Наиболее распространен в школах учебник В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов». Кроме него, выпущено еще несколько учебников: О.В. Крыловой «География»; А.А. Лобжанидзе «География. Земля и люди»; И.В. Душиной, Т.Ю. Притулы, Т.Л. Смоктунович «Земля — планета людей».
Учебники созданы на основе программ, разработанных в соответствии с Образовательным минимумом содержания географического образования. В наибольшей степени этому минимуму отвечают учебники В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой. Все учебники подразделяются на разделы, главы и параграфы.
Учебники В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой состоят из 85 и 81 параграфа соответственно. Такое количество материала предполагает изучение географии три раза в неделю. При меньшем количестве часов материал придется значи¬тельно сокращать и обобщать. В учебнике А.А. Лобжанидзе выделен 61, а в учебнике И.В. Душиной и др. 63 параграфа, что соответствует преподаванию географии 2 часа в неделю.
Во всех учебниках первый раздел посвящен главным особеннос¬тям природы. В учебниках В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой материал изложен в соответствии с оболочками планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, географическая оболочка. Такое изложение соответствует изучаемому материалу в курсе 6го класса. В учебнике И.В. Душиной основные закономерности природы представлены по компонентам природы: рельеф, климат, растительный и животный мир.
В учебнике А.А. Лобжанидзе изучение материала начинается с географической оболочки и характеристики ландшафтов суши и океанов. Все основные закономерности природы рассмотрены очень коротко и поверхностно. В основном приведены научные термины и определения. Географическая оболочка в учебнике О.В. Крыловой излагается в заключительной части, после изучения природы материков и океанов.
Хорошо подобраны задания для практической части в учебнике А.А. Лобжанидзе, где предполагается получение и отработка на¬выков работы с картами, схемами, диаграммами и дополнительным материалом. В конце каждой темы выделены выводы. Это позволяет обобщить и систематизировать изученный материал под руководством учителя, а в дальнейшем и самостоятельно.
Все учебники, кроме учебника А.А. Лобжанидзе, снабжены приложениями, где собраны планы характеристики различных компонентов. Эти приложения позволяют учащимся овладевать навыками работы с картографическими и иллюстративными материалами и закреплять их.
По своей структуре и особенностям изложения материала учебник И.В. Душиной и др. наиболее согласуется с учебником А.А. Лобжанидзе, а учебник В.А. Коринской и др. с учебником О.В. Крыловой.
Для общеобразовательной школы стоит использовать в качестве основы учебник В.А. Коринской и др., но при этом необходимо сократить часть параграфов, характеризующих отдельные стра¬ны. В качестве иллюстративного дополнения очень хорошо исполь¬зовать учебник А.А. Лобжанидзе, а для отработки практических навыков — задания из учебника О.В. Крыловой. Для наиболее подготовленных школьников или в классах с увеличенным коли¬чеством часов географии (до 3 ч в неделю) целесообразно восполь¬зоваться учебником О.В. Крыловой, привлекая иллюстративный материал из учебника А.А. Лобжанидзе.
Информационная образовательная среда по географии
ЮНЕСКО в программе «Образование: сокрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний, которые будут наиболее актуальны в XXI в.: философия, история, иностранные языки, информационные технологии и география.
Обновленный стандарт школьного географического образования определяет основную цель изучения географии как «применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации». Эта цель обусловливает содержание требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Реализовать ее можно только при условии модернизации современного школьного географического образования путем его информатизации, а также совершенствования подготовки учителя для выработки у него навыков практического применения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В силу специфики географической науки использование для изучения только основных образовательных ресурсов (школьный учебник, рекомендованные авторами программы обучения, учебнометодические материалы, контурные карты и набор карт как наглядное пособие кабинета географии) приводит к искусственному сужению информационного поля. Изучение основных географических понятий (рельеф, климат, природные осо¬бенности и т.д.) и курса страноведения без соответствующего визуального ряда (фото, видеоизображения, виртуальные экскурсии и путешествия) приводит к «обеднению» усваиваемого материала. Разделы экономической географии, изложенные в учебнике, устаревают уже на этапе его издательской подготовки, что влечет за собой отставание школьной программы от реальной картины современного мира.
Вторая проблема связана с неготовностью большинства практикующих учителей географии активно применять средства и методы ИКТ в практической деятельности. Учитель, окончивший высшее учебное заведение более пяти лет назад, часто не только не обладает уровнем информационной подготовки, необходимым и достаточным для эффективного применения компьютерных технологий в образовательном процессе, но часто даже не имеет полного представления о существующих электронных образовательных ресурсах и изданиях по географии и методиках их практического использования. В лучшем случае он обращается за помощью к учителю информатики или ученикам, уровень информационной подготовки которых часто превышает уровень учителя географии.
Третья проблема — техническое обес¬печение школ вообще и кабинетов географии в частности. Кабинет географии, как правило, не оборудован компьютерной техникой. Для проведения специализированных уроков используется кабинет информатики, который работает по своему расписанию. Выходом служат ноутбук и переносной проектор, а для поиска информации в Интернете для творческой работы или для подготовки к уроку можно использовать только вечернее время или домашний компьютер.
Решением проблем может служить специализированная подготовка к формированию и использованию информационной образовательной среды (ИОС) по географии как будущего, так и практикующего учителя. Совершенствование информа¬ционных и телекоммуникационных тех¬нологий, активизация их применения в образовании ведут к созданию принципи¬ально новой информационной образовательной предметной среды, которая существенно влияет на распределение ролей участников образовательного процесса. Процесс создания ИОС состоит из следующих этапов: поиск географической образовательной информации; ее анализ и отбор; представление информации в виде гипертекста и разработка методики использования данной информации в учебном процессе по географии. ИОС по географии является, по сути, «промежуточным звеном» между учителем и существующими электронными образовательными географическими ресурсами и изданиями.
Структура ИОС соответствует декомпо¬зиции основных электронных изданий и ресурсов по географии: образовательные географические Интернетресурсы, электронные учебники по географии, цифровые и космические снимки, геоинформационные системы, методические указания и рекомендации, хрестоматия, включая электронные каталоги и электронные библиотеки, тесты.
Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Интерактивные карты позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Применение этих карт подразумевает использование интерактивной доски. Интерактивные карты позволяют сделать занятия в классе более эффективными и увлекательными. Издательством «Дрофа» в данное время выпущено 60 электронных географических карт по самым разным темам (карта океанов, климатическая карта мира, политическая карта мира, Антарктида, земельные ресурсы России, Европейский Юг России социальноэкономическая карта, Поволжье физическая карта, транспорт России и др.).
Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах, реализовать деятельностный практикоориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения — картографические.
Широкое распространение получают современные автоматизированные способы ориентирования на местности — спутниковые системы навигации (GPSсистемы). В сочетании с цифровой картой, ГИС позволяют решать такие жизненно важные задачи, как определение своего местоположения, прокладка и описание маршрута, создание собственного плана местности без традиционных планшетов, визирных линеек и компаса.
Карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком — с картиной всей Земли или отдельного села как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в данный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т. д.
Используя ГИС, учащиеся самостоятельно добывают «новое знание», одновременно усваивая новые приемы работы, получают первичную подготовку к работе в самых различных областях планирования и управления на районном, городском, региональном и федеральном уровнях.
В зависимости от технического обеспечения учебного процесса, целей и задач урока возможны следующие варианты практического использования материалов:
I. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер для учителя + проектор): лекция (изложение нового материала), закрепление материала, практическое задание.
П. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном классе без выхода в Интернет): работа с презентацией при изучении нового материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные проекты.
III. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в компьютерном классе с выходом в Интернет): творческие задания на поиск и отбор информации.
Формирование и практическое исполь¬зование информационных образовательных предметных сред является одним из приоритетных направлений информатизации образования в современных условиях
Школьная геоинформационная система позволяет сделать процесс обучения наглядным, повысить самостоятельность школьников в «добывании» географических знаний.
Профессиональноориентированная направленность процесса обучения географии
Широкие возможности для проведения практикоориентированной, профориентационной работы в ходе уроков и внеурочной деятельности предоставляет география как наука и школьный предмет. Для развития интересов школьников к различным отраслям географии и с целью знакомства с содержанием и характером труда специалистов в курс географии вводятся профессиографические задания и профориентационный материал, которые не нарушают логики построения тем и разделов, а лишь дополняют их и дают представления учащимся о многообразии географических профессий. Профессиональноориентированная направленность курса позволяет сделать процесс обучения личностно значимым для учащихся.
Знакомство с профессиями: физикогеографа (просмотр и сравнительный анализ картографических материалов первых географических карт и современное изображение Земли; введение понятий: экспедиция, путешествие, исследование; значение физической географии); ландшафтоведа (описание ландшафта); этнографа (народы Земли; их культурные и исторические отличия; характеристика отдельных стран; население своей местности). Знакомство с профессиями топографа и геодезиста (разные виды измерительных приборов; работы по определению направлений и расстояний на плане и местности; топографические обозначения; нахождение относительных и абсолютных высот; проведение съемочных работ на местности и камеральная обработка материалов). Знакомство с профессиями: геолога (горные породы: происхождение, залегание, виды; определение горных пород); геоморфолога (разные формы рельефа Земли); сейсмолога, геофизика (типы движения земной коры; шкала и причины землетрясений, методы наблюдений за движениями земной коры); вулканолога (строение вулкана; наблюдения и исследования вулканов; магматические горные породы).
У географической науки широкие возможности познакомить учащихся не только с профессиями связанными непосредственно с географией, но и при изучении экономической географии учащиеся знакомятся с профессиями распространенными в машиностроительном, агропромышленном, электрометаллургическом комплексах.
Значение практических работ в реализации компетентностного подхода
Организация и проведение практических работ вызывают немало трудностей не только у молодых специалистов, но и опытных педагогов. Часто на методических совещаниях учителягеографы задают вопросы: как реализовать на практике все программные практические работы? Какие работы в программе наиболее важные? Сколько работ необходимо провести в четверть и за год? Где взять учебное время на их проведение? Сколько времени на уроке необходимо отводить на проведение практических работ? Почему в программах не выделены работы обучающего, тренировочного и итогового характера?
Подобные вопросы вызывают порой недоумение: как без практических работ возможно обучение географии? Ведь именно на современных уроках от учащихся требуется проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять на основе географических карт анализ, сравнение, оценку процессов и явлений, обосновывать свою точку зрения в ходе дискуссий, ролевых игр, проводить наблюдения геосреды и прогнозировать тенденции ее развития. Современные требования к результатам географического образования ориентируют на формирование действенных знаний и практических умений как основы в развитии компетенций школьника.
Опираясь на положения Концепции и Стандарта, выделяем те ключевые компетенции, которыми овладевают учащиеся в результате географического образования: умение пользоваться географической картой; умение работать с числовой информацией; умение работать с ГИС и информацией средств массмедиа; умение самопрезентации и способность к самоопределению; способы социальноответственного поведения в природе и антропогенной среде; умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них; навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов; умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
В практике работы очень часто учителя не проводят границы между обучающими, тренировочными и итоговыми работами. Благодаря практическим работам учебное познание происходит этапно, осмысленно, без разрыва логических связей.

Этапы учебного познания

Примеры практических работ

Восприятие изучаемых предметов и явлений

Работы на местности, наблюдения, экскурсии

Осмысление учебного материала

Обучающие практические работы

Закрепление и применение усвоенных знаний

Тренировочные практические работы

Контроль и коррекция усвоенных знаний и умений

Итоговые программные работы

Творческое применение знаний и умений

Творческие работы

Место и содержание обучающих и тренировочных работ, их объем конкретизирует учитель. Эти виды работ могут занимать 5-10 минут урока. При выполнении их следует выставлять по желанию учащихся только положительные отметки в журнал. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работой с картой, диаграммой, статистической таблицей, которые необходимо сформировать на предыдущем этапе. После качественного выполнения итоговой практической работы всеми учащимися может быть проведена одна или несколько самостоятельных работ творческого характера, позволяющих применить знания и опыт обучаемых в новой учебной ситуации. Все итоговые работы должны быть оценены. Отметки выставляются в отдельную графу журнала.
После проведения итоговых и творческих работ целесообразно организовать выставку работ учащихся, показать нестандартные и творческие результаты в решении практических задач.
Изучение педагогической практики показывает, что часто учителя формально подходят к выполнению практической части программы. Доказательством низкой практической направленности обучения служат результаты всероссийских и международных олимпиад по географии последних лет. Их итоги показывают, что российские школьники не владеют навыками решения конкретных географических задач на местности, представленных в заданиях практического тура.
Вместе с тем анализ современных школьных программ показал, что во многих из них значительно снижена практическая компонента обучения или до сих пор представлена система практических работ, апробированная в традиционной школе. В содержании отдельных авторских программ отсутствуют работы, направленные на организацию практической деятельности на местности. Вместе с тем можно встретить ряд предлагаемых работ на местности, которые не могут быть выполнены в полной мере в массовой школе (нет оборудования, специальных учебных полигонов, географических площадок, пособий для учащихся).
Сегодняшняя система практических работ нуждается в значительной корректировке. Ее содержание должно не просто соответствовать современному уровню развития географической науки, но преемственно и последовательно реализовывать целевые ориентиры образования. Содержание практических работ должно быть согласовано по вертикали и по горизонтали и сориентировано на развитие геокомпетенций учащихся. Среди них особо важно выделить следующие виды: работа с учебником, географической и научнопопулярной литературой, работа с планами, картами и картосхемами (в том числе своей местности), работа со статистическими материалами, работа на местности, наблюдения за окружающей средой, работа с ресурсами ГИС и Интернета, аэро и космическими снимками.
Примеры практических работ, ориентированных на развитие геокомпетенций школьников: 1. Составление по плану города маршрута путешествия. 2. Изучение и распознавание объектов Мирового океана на аэро и космических снимках. 3. Описание по фотоснимкам и иллюстрациям атмосферных природных явлений. 4. Обучение приемам работы со справочниками серии «Страны мира». 5. Наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, их описание на местности. Наблюдения за погодой. 6. Составление когнитивной карты своего населенного пункта, описание ПК своей местности 7. Составление списка компьютерной базы данных о природе и населении материков и стран мира.
Не следует перегружать учащихся большим количеством заданий, формулировки заданий должны быть краткими, но емкими. Их содержание необходимо сконструировать таким образом, чтобы ученик смог выполнить их все за небольшой отрезок времени и в то же время смог показать, что он овладел умениями. Четкие и детальные инструкции, которые повсеместно встречаются во многих учебных пособиях для практических работ, приводят к перегрузке, рассеиванию внимания учащихся, сковывают их творческие решения при оформлении результатов.
Приведем примеры некоторых заданий. Какие карты атласа необходимы для составления характеристики природных зон Африки? Сопоставьте эти карты и установите связи между климатическими поясами и размещением природных зон. Выводы об установленных закономерностях запишите в тетрадь.
Роль практических работ в достижении новых задач Стандарта определяющая.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии.
Одним из условий реализации образовательного процесса с точки зрения развития личности ученика, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию личности учащихся с учетом их склонностей и способностей.
Дифференциация задает такую организацию учебного процесса, при которой учитываются доминирующие особенности групп школьников. Экспериментальные психологопедагогические исследования подтверждают наличие большого разброса в уровне усвоения знаний учащимися одного и того же класса. Например, решение задач на определение местного и поясного времени показало, что восьмиклассники затрачивают на это различный объем времени: одним для овладения понятиями по теме потребовалось решить от 3 до 5 задач, другим более 10.
Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практическидейственное мышление, у других нагляднообразное, у третьих словеснологическое. В процессе обучения важно учитывать и развивать все три вида мышления.
Дифференцированный подход на этапе контроля знаний предполагает использование тематических разноуровневых проверочных работ, которые имеют определенные особенности.
Для оценивания результатов выполнения работ применяются два количественных показателя: традиционные отметки «2», «3», «4», «5» и рейтинговая (балльная), значительно расширяющая диапазон традиционной отметки. Рейтинговая (балльная) отметка формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение проверочной работы. Далее суммарный рейтинг переводится в 5балльную шкалу отметок
Например, проверочная работа по теме: «План и карта» (40 мин)
1 уровень 1. Дайте определение понятий: «план местности», «географические координаты», «масштаб», «географическая долгота», «абсолютная высота» (5×2 балла за понятие =10 баллов). 2. Определите географические координаты вулкана Везувий и г. Мехико (5 баллов).
2 уровень 1. Чем отличаются понятия: «абсолютная высота» и «относительная высота»? Какая из них подписывается на карте? (8 баллов) 2. Изобразите на чертеже расстояние 500 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб (8 баллов). 3. Определите по карте, какое из морей более мелкое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте (8 баллов).
3 уровень 1. Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5м (высота сечения 5м), западный склон крутой, восточный – пологий (10 баллов). 2. По физической карте мира определите, в каком из заливов Гудзоновом или Мексиканском больше воды. Ответ объясните (10 баллов).
Проблемы краеведческой подготовки в современном географическом образовании (или о преподавании географии в 6 классе)
В процессе модернизации системы школьного географического образования возникли проблемы в краеведческой подготовке учащихся.
Федеральный базовый учебный план предполагает: учебный предмет Природоведение (5 класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов Географии (1 час в неделю) и Биологии (1час в неделю)
Учебный предмет География сокращен на 1 час за счет объедине¬ния преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономикополитического содержания) в учебный пред¬мет Обществознание.
Учебный предмет Биология сокращен на 1 час за счет существен¬ной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в фе¬деральном компоненте государственного стандарта общего образова¬ния. Одновременно в данном учебном предмете значительно расши¬рен и углублен раздел «Человек».
На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национальнорегиональный) компонент перенесены часы: в VI классе — 1 час в неделю учебного предмета География и 1 час в неделю учебного предмета Биология.
Указанные часы ре¬комендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета Краеведение или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Для реализации данного подхода в обучении географии в 6 классе на региональном уровне разработано три программы: 1. «Географическое краеведение» программа рассчитана на 0,5 часа в неделю. 2. Примерная программа и тематическое планирование учебного материала по географии для 6 класса, включая краеведческий компонент (модульное преподавание географии). 3. Программа «Экологическое краеведение» объединяет два предмета: географию и биологию.
Программа 1. Для обеспечения преемственности образовательной политики в Воронежской области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов составляющих региональный компонент введен учебный модуль “Географическое краеведение” в количестве 17 часов, 0,5 часа в неделю.
С целью выполнения задач БУПа и обеспечения знаниями краеведческой направленности учащихся шестых классов общеобразовательной школы составлена программа по курсу “Географическое краеведение”
Программа курса “Географическое краеведение” рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
“География. Начальный курс” первая ступень в географическом образовании, базирующаяся на некоторых пропедевтических знаниях из курсов “Природоведение”, “Окружающий мир”.
Краеведческий подход в процессе изучения содержания курса “География. Начальный курс” в 6 классе способствует осознанному усвоению учащимися изучаемого материала.
Программа курса “Географическое краеведение” разработана на основе действующего государственного стандарта основного общего образования по географии и, включает в себя учебный план, содержание, требования к знаниям и умениям учащихся.
Программа 2. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и наряду с этим полнее раскрыть неиспользованные резервы главным образом в краеведческом подходе преподавания географии.
Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национальнорегионального компонента (география своего края, области, района, региона). Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Программа 3. «Экологическое краеведение» объединяет два предмета: географию и биологию. Главное управление образования Воронежской области направило методическое письмо директорам образовательных учреждение о «О преподавании естественнонаучных дисциплин и введении предмета краеведческой направ¬ленности «Экологическое краеведение» в 6 классе».
При шестидневной неделе объем преподавания учебных предметов «Биология» и «География» может сохраниться в количестве 2 часов на каж¬дый из указанных предметов за счет часов школьного компонента.
При наличии программного и учебнометодического обеспечения воз¬можно включение краеведческого модуля в курсы биологии и географии за счет часов регионального компонента.
Возможные варианты преподавания «Экологического краеведения»

 

Учебный предмет

Пятидневная неделя

Шестидневная неделя

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Биология

1

1+0,5

1

1+1

1+0,5

География

1

1+0,5

1

1+1

1+0,5

Экологическое краеведение

1

2

2

1

Современный урок географии
При оценке качества урока географии главными показателями хорошего урока будут: решение образовательновоспитательных задач каждого урока в соответствии с требованиями программы, соответствие содержания и организации урока его цели; выбор учителем методов и средств обучения, адекватных поставленным целям, возможностям данного класса; качество усвоения учебного материала на уроке, достижение планируемых результатов обучения; активная работа школьников в классе; интерес учащихся к данному уроку, к предмету в целом.
Что определяет характер современного урока географии?
1. Состав содержания, которое выносится на урок, а это не только современные географические знания, но и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания. Оценочные знания предполагают постепенное открытие объективного научного и общественного значения изучаемого материала, формирование норм личностного отношения к нему. Методологические знания отображают методы познания, способы получения знаний. Важно раскрыть в процессе усвоения механизм изучаемых процессов, обеспечить усвоение учащимися знаний о способах действий при работе с различными источниками географической информации.
2. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов обучения, позволяющих организовать познавательную деятельность школьников на уроке так, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.
3. Выбор таких форм и средств обучения, которые будут способствовать развитию интереса школьников к изучению, в целом, и к предмету географии, в частности.
4. Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения, о котором школьникам со¬общается в начале урока.
5. Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне: учительученик, ученикученик.
Эффективность урока географии.
1. Четко определить место каждого урока с учетом его места в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. планировать не один урок, а все уроки по теме и по курсу во взаимосвязи. Рациональное тематическое планирование позволяет определить основные вопросы каждой темы, наметить наиболее приемлемые для данной темы типы уроков, их взаимоотношение друг с другом. На основе тематического планирования определяются цель, содержание, особенности методического построения каждого урока. При планировании урока необходимо четко выделить: образовательновоспитательные задачи, решаемые на уроке; знания и умения, которые приобретут учащиеся, т.е. планируемый результат обучения; отдельные знания и умения, без активизации которых трудно усвоить новый материал; методы обучения, адекватные изучаемому материалу; необходимые средства обучения; содержание, объем, способы выполнения и формы фиксации результатов домашней работы.
2. Основные элементы урока, найти оптимальное взаимодействие между ними.
3. Выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения.
Портфолио учителя
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе.
С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Требования к оформлению портфолио и принцип работы: 1. Системность и регулятивность самомониторинга. 2. Достоверность. 3. Объективность. 4. Нацеленность автора на самосовершенствование. 5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений. 6. Аккуратность и эстетичность оформления. 7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов. 8. Наглядность результатов работы. 9. Технологичность.
Возможные разделы портфолио. 1. Общие сведения об учителе. Результаты педагогической деятельности. 3. Научнометодическая деятельность. 4. Внеурочная деятельность по предмету. 5. Учебноматериальная база.
Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной.
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический бюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Работа методического объединения в школе
Методическое объединение является структурным подразделением района, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебновоспитательного процесса в целом.
В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. О времени и месте проведения заседания МО председатель обязан поставить в известность заместителя директора, отвечающего за методическую работу в школе. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.
Работа МО должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы. Подсистемами в данном случае можно назвать основные направления деятельности методического объединения учителей географии.
Таким образом, основными компонентами организации работы методического объ¬единения являются: характеристика кадрового состава; составление плана работы исходя из задач и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, всесторонняя взаимопомощь.
Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразования и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.
План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в ра¬боте. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.
Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи. План работы составляется председателем МО и рассматривается на заседании МО.
Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.
В плане работы следует выделить приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.
После определения темы, над которой работают учителя, нужно наметить форму ее практического выхода: выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научнопрактической конференции и т. д.
Для обеспечения современного уровня методической работы важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.
Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет планграфик взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.
При планировании работы МО рекомендуется включить следующие вопросы: 1. Опережающее изучение трудных разделов и тем программы. 2. Обзор методической и педагогической литературы. 3. Изучение нормативных документов. 4. Изучение новых программ и учебников. 5. Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий. 6. Вопросы преемственности и межпредметных связей. 7. Вопросы о едином орфографическом режиме и проверке тетрадей (проверка орфографии онлайн). 8. Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом. 9. Подготовка экзаменационного материала. 10. Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации. 11. Подготовка к педчтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т. п. 12. Отчеты учителей по теме самообразования. 13. Организация накопления методических материалов и разработок. 14. Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей. 15. Внеклассная работа по предмету.


Нет комментариев к записи “Анализ преподавания географии в Воронежской области в 2007-2008 учебном году
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


Комментарии из соц. сетей:

Mygeog.ru © 2009 - 2016