Актуальные проблемы преподавания географии в 2011/2012 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС

Материал размещен в: Документы по географии

актуальные это география, анализ диагностики затруднений учителя и выявление проблемных зон при введении фгос, внеклассная работа по географии по ФГОС, географическое краеведение, география в 6 - 7 классе, диагностика затруднений учителя и выявление проблем припереходе на фгос, для географических видеообразования характерно?, затруднения учителя в преподавании географии, затруднения учителя при работе по новым стандартам, из опыта учителей географии по ФГОС, исследовательская работа 5 класс по географии, какие профессиональные затруднения при реализации ФГОС вы можете назвать, методические затруднения в преподавании, опыт учителей географии работающих по ФГОСам, план самообразования учителя географии по теме проблемное обучение, план самообразования учителя географии по теме системно-деятельностный подход в обучении, преподаватель географии, приёмы оценки уровня затруднений по географии, приказ состояние преподавания географии 7 класс, Приказ №345, проблемы в маем классе 6 класс., Проект работы урока география ФГОс, проект урока фгос по географии, профессиональные затруднения преподавателей при реализации фгос, рабочая программа историческое краеведение воронежской обдасти, самый новомодный метод преподавания по фгос на уроках трудана, Современные технологии обучения географии фгос презентации, тема самообразования учителя географии по ФГОС, тема самообразования учителя икт в географии в свете фгос, тема самообразования учителя информатики фгос, требования фгос к предмету география, уроки географии по фгос, фгос результаты обучения, ФГОС по географии как система требований, этапы урока по фгос география

Чурляев Ю. А . Тенденции  происходящие в географическом образовании характерны не только для Воронежской области, но и для всей России в целом. Выделим некоторые их них

Выписка из Приказа Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 354    от « 13 » апреля 2012 г. http://pmoo.narod.ru/Dokum/prik_do/Prik_DO_354.doc

Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

О преподавании географии, природоведения, краеведения. 

  1. Учебный предмет «Природоведение» (5 класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

 

  1. В качестве регионального компонента V-VII классов рекомендуется ввести учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)», что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования, для VI-IX классов рекомендуется ввести интегрированный учебный курс «Краеведение»

(Учебный курс «Краеведение» предполагает изучение соответствующего учебного предмета: в VIVII классах изучается раздел курса «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области, в VIIIIX классах – раздел «Историческое краеведение», содержащий сведения об истории Воронежской области).

 

  1. 3.      Региональный компонент для X-XI классов (210 часов за два года обучения) рекомендуется представить предметами «Краеведение» (Данный курс является комплексным и направлен на приобретение обучающимися навыков исследовательской деятельности при получении сведений о родном крае, в том числе по географии, истории, экологии, археологии, топонимике, топографии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознанию)

(70 часов за два года обучения) и «Информатика (информатика и ИКТ)» (70 часов за два года обучения), 70 часов из регионального компонента за два года обучения передаются в компонент образовательного учреждения.

В случае если учебный предмет федерального компонента «Информатика и ИКТ» изучается на профильном уровне, часы регионального компонента, отведенные на изучение предмета «Информатика (информатика и ИКТ)» (70 часов за два года обучения)  передаются в компонент образовательного учреждения.

1.2.            Базисный учебный план основного общего образования (V-IX классы)

Учебные предметы Количество часов в год
V класс VI класс VII класс
5-тидневная учебная неделя 6-тидневная учебная неделя 5-тидневная учебная неделя 6-ти дневная учебная неделя 5-тидневная учебная неделя 6-тидневная учебная неделя
Русский язык[1] 210 210 210 210 140 140
Литература 70 70 70 70 70 70
Иностранный язык 105 105 105 105 105 105
Математика 175 175 175 175 175 175
История 70 70 70 70 70 70
Общество-знание (включая экономику и право) 35 35 35 35
География 35 35 70 70
Природове-дение 70 70
Физика 70 70
Биология 35 35 70 70
Искусство (музыка и ИЗО) 70 70 70 70 70 70
Технология 70 70 70 70 70 70
Физическая культура 105 105 105 105 105 105
Итого: 945 945 980 980 1050 1050
Федераль-ный компонент 840 840 875 875 1015 1015
Регио-нальный компонент 140 140 175 175 105 105
Компонент образова-тельного учрежде-ния 35 140 105 105
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка 1015 1120 1050 1155 1120 1225

 

 

Учебные предметы Количество часов в год
VIII класс IX класс
5-тидневная учебная неделя 6-тидневная учебная неделя 5-тидневная учебная неделя 6-тидневная учебная неделя
Русский язык 105 105 70 70
Литература 70 70 105 105
Иностранный язык 105 105 105 105
Математика 175 175 175 175
Информатика и ИКТ 35 35 70 70
История 70 70 70 70
Обществознание (включая экономику и право) 35 35 35 35
География 70 70 70 70
Физика 70 70 70 70
Химия 70 70 70 70
Биология 70 70 70 70
Искусство (музыка и ИЗО) 35 35 35 35
Технология 35 35
Основы безопасности жизнедеятельности 35 35
Физическая культура 105 105 105 105
Итого: 1085 1085    
Федеральный компонент 1085 1085 1050 1050
Региональный компонент 35 35 35 35
Компонент образовательного учреждения 35 140 70 175
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка 1155 1260 1155 1260

 

Как пишет Сычев Олег Евгеньевич в статье “Почему падает престиж школьной географии?:Тенденции  происходящие в географическом образовании характерны не только для Воронежской области, но и для всей России в целом. Выделим некоторые их них

Современные ученики стали намного прагматичнее по сравнению с учащимися советского периода и, соответственно, более плотно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится, к сожалению.

Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично. Ему подавай здесь и сейчас.

Синдром госпожи Простаковой, которая, как известно, считала географию ненужной наукой, когда есть извозчик. К сожалению, так думает и немалая доля родителей учеников. География — наука не практичная! Вот квинтэссенция умозаключений обывателей. В нашем обществе до сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку, а на географов — как на чудаковатых личностей а-ля Паганель, которые от нечего делать куда-то там ездят и чего-то там собирают (камушки и листочки разные). Соответственно, в головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит, не заслуживающего сколь-нибудь почтительного отношения вида человеческой деятельности. А отсюда у родителей и детей возникает и соответствующее отношение к изучению такого школьного предмета, как география.

Сокращение часов на школьную географию. Перманентные сигналы ликвидировать сам предмет школьной географии или в лучшем случае инкорпорировать ее в какие-то другие предметы (экономгеографию в экономику, а физгеографию в очень урезанном виде объединить с химией, физикой и экологией под условным названием «Естествознание»). Все это создает нервозную обстановку среди учителей географии и явно не способствует прямому предназначению педагога — хорошо учить своему предмету. А родители учеников, видя ситуацию со школьной географией, рассуждают примерно так: «Идет сокращение часов на школьную географию. Значит, в начальственно-педагогических верхах посчитали, что этот предмет не столь актуален и его можно изучать по остаточному принципу. Тогда зачем моему ребенку напрягаться? Лучше пусть больше сил и времени уделит изучению других предметов. Тем более что эти предметы понадобятся при поступлении моего ребенка в вуз».

Географическая безграмотность некоторых представителей чиновничье-властного аппарата, наделенного правом принятия решений в области образования. Сами — топографические незнайки, значит и общество должно быть таким же. Ему как начальственному лицу виднее, что делать с этой географией…

Большинство учебников по школьной географии написаны формализованно-сухим языком и не могут вызвать интерес к изучению предмета. Конечно, по содержанию все правильно (хотя и здесь бывают ляпы). Но ученик — это же не научный работник, для которого степень формализации научной дисциплины безусловно важна. Или другая крайность, когда учебник превращается в подобие комиксов или какой-то географической книги рекордов Гиннеса (обилие картинок и перебор с фактологическим материалом типа «самый-самый»). А научное содержание выхолащивается в ущерб чисто визуальному восприятию. Видимо авторы таких учебников считают, что этого вполне достаточно для современных молодых людей с их мозаично-клиповым сознанием, не способным к цельному восприятию окружающего мира.

Формальное отношение учителя к преподаванию своего предмета. Провел урок, как это предписано циркулярами, спускаемыми с образовательно-чиновничьего Олимпа теми, кто, видимо, искренне полагает, что и они не зря едят свой кусок хлеба. Конечно, далеко не все учителя, методисты и образовательные чиновники являются такого рода формалистами. Есть и творческие люди, на первом плане у которых не форма, а содержание. Но таких энтузиастов явное меньшинство” Первое сентября №16 2008 год

Инновационные процессы в географическом образовании

Учителя географии Воронежской области широко используют инновационные модели обучения направленые на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В это понятие вкладывается следующий смысл:

– не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

– максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

– создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;

– организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

– заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.

Мини проекты на уроках. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.

Широко используются такие модели, как адаптивная модель обучения. Модель дает возможность учителю перевести свою деятельности из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Эвристическая модель обучения. Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Модель разноуровневого обучения. Овладение предметом на разном уровне, но не ниже базового.

Одним из важнейших инновационных процессов в образовании  в Воронежской области стала информатизация и компьютеризация обучения географии. В кабинетах у учителей географии есть богатый электронный материал для проведения современного урока географии.

В связи модернизацией географического образования у учителей возникают различные затруднения в преподавании географии.

Разнообразными средствами педагогической диагностики, проводимые в ВОИПКиПРО: посещения уроков, анкетирования, срезы знаний, собеседования и другие процедуры, позволили выявить следующие педагогические затруднения это диагностика первоначальных знаний и умений по предмету; составление технологических карт; подбор разноуровневых заданий; обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; мониторинг деятельности учащихся; определение уровня обучаемости школьников; итоговая диагностика знаний и умений; организация групповой и парной работы. Затруднения при: составлении плана урока; выборе приемов нового материала; выстраивании логики урока; адаптации содержания урока к особенностям класса; организации игровых моментов на уроке; проведении самоанализа на уроке; установлении дисциплины учащихся на уроке;

В связи с возникаемыми затруднениями методические службы районов, ВОИПКиПРО призваны оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в деятельности.

Мелодические службы должны выявить характерные для данного учителя педагогические затруднения. Разработать различные алгоритмы диагностики и самодиагностики педагогических затруднений. Определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.

Этапы работы методических служб

Подготовительный этап.

На этом этапе выявляются противоречия между потенциальными возможностями учителя и результатами обучения, которые он получает.

Преодолеть эти противоречия частично возможно за счет повышения уровня педагогического мастерства учителей. Выявить его текущий уровень позволяют различные средства педагогической диагностики: посещения уроков, анкетирования, срезы знаний, собеседования и другие процедуры.

По их результатам выделяется группа учителей, испытывающие те или иные затруднения в деятельности. Одним из средств мониторинга педагогических затруднений является самодиагностика. Для этого провидится анкетирование.

Для выявления затруднения и последующей помощи, создается группа учителей-экспертов. Это наиболее опытные и успешные педагоги школы. Для их определения можно использовать следующие критерии успешности учителей:

100%-ая успеваемость учащихся.

Успешно, с точки зрения коллег и администрации, руководит школьным предметным методическим объединением, кафедрой.

Активно участвует в работе проблемной, научно-исследовательской группы.

Успешно, с точки зрения учащихся, ведет факультатив, секцию, кружок, исследовательский коллектив, клуб.

Эффективно организует творческую, познавательную и исследовательскую деятельность учеников при предметном кабинете.

Успешно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.

Эффективно выполняет обязанности педагога-наставника, оказывая помощь начинающим учителям.

Зафиксирован факт общественного признания педагогического опыта педагога.

Педагогический работник награжден правительственной или отраслевой наградой за профессиональные достижения.

Задачами группы учителей экспертов являются:  обобщение совместно с представителями администрации школы результатов опроса учителей; отбор затруднений, которые встречаются в разделе «да» и «почти всегда» в анкете, ранжирование затруднений; выявление эффективных педагогических приемов, методов и средств, которыми лично они пользуются в ситуациях, вызывающих затруднения педагогов.

После анализа затруднений, выявленных при работе с анкетой в школе, учителя-эксперты проранжировали их.

Примерные вопросы для выявления затруднений учителей географии:

Достаточно ли Вы информированы о стандартах нового поколения? В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению? В чем суть системно-деятельностного подхода. Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении? Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся? Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей? Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС? Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ? Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности? Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения? Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью? Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты нового поколения? Что необходимо Вам, как педагогу, для успешной работы в условиях нового стандарта? (перечислите) Какие профессиональные затруднения при введении и реализации ФГОС Вы можете назвать. Какими источниками информации Вы пользуетесь для методической подготовки к внедрению ФГОС. Ваши действия по эффективному введению и внедрению ФГОС НОО

 Функции мониторинга  профессиональных затруднений педагогов: аналитическая – непрерывное наблюдение за состоянием педагога  и  результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния; оценочная – своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние; проектировочная – оказание помощи в осуществлении инновационных процессов; развивающая выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества; консультационная осуществление консультативной помощи педагогам; рефлексивная оказание помощи педагогам в осмыслении своей деятельности и перспектив ее развития; обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач.

Основная цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой знаний и умений, а также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности учащихся. Доведя до ее сознания систему взглядов идейно – нравственных, культурных и этических принципов норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с основной целью географического образования  необходимо:

1- ориентировать учащихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления;

2- формировать практические знания и умения прикладного характера.

Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:

– реализовать принцип вариативности в системе образования;

– усилить личностную направленность географического образования;

– использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;

– развивать познавательный интерес к предмету;

– обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

– совершенствовать работу, направленную на укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;

– развивать умения применять на практике,  в повседневной жизни полученные знания.

– продолжить работу с одаренными детьми

Целью работы учителя географии в 2012-2013 учебном году является:

1) Повышение качества географического образования;

2) Подготовка учителей географии на переход ФГОС;

3) Внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий.

Тема самообразования исходит из единой методической темы МО, школы и профессиональных затруднений учителя. В результате отрабатываются активные методы и приемы обучения, разрабатываются пакеты дидактических материалов, создаются компьютерные презентации. Учитель знакомится с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

В течение последних лет у учителя географии складывается собственная система организации научно-исследовательской деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагога и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.

Актуальным являются, подготовка учащихся к участи в олимпиаде по географии.

В этом году учащиеся 9-11 классов приняли активное участие в школьной, муниципальной и региональной предметной олимпиаде. Кроме этого учителя географии работает с учениками над подготовкой научных проектов к научно- практическим конференциям различного уровня.

В целях повышения качества подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА, учителя  географии планируют и проводят ряд мероприятий: анализ ЕГЭ и ГИА за 2010-2011 уч.г. В план работы включена работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА, систематически ведется контроль и анализ результатов пробного тестирования и промежуточных контрольных срезов. Учителя проводят консультации для учащихся 9, 11 классов

Рекомендации методическим службам

При планировании методической работы следует отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед географическим образованием:

  • методические совещания;
  •  методическое объединение;
  • работа учителей по самообразованию;
  • методические дни;
  • предметные недели;
  • творческие группы по внедрению инновационных технологий;
  • “круглые столы”;
  • творческие отчеты школьных методических объединений;
  • открытые заседания методических объединений;
  • теоретические семинары, семинары-практикумы;
  • “Школа молодого учителя”;
  • методические выставки;
  • разработка методических рекомендаций в помощь учителю;
  • конкурс “Учитель года”, “Ученик года”, “Портфолио”, “Предметных методических объединений”;
  • научное общество учащихся, Научно-практическая конференция;
  • аттестация учителей;
  • курсовая подготовка;
  • педагогический мониторинг.

Каждое методическое объединение работает над методической темой, которая вызывает затруднения. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

  • работа с образовательными стандартами и их выполнение;
  • изучение нормативных документов;
  • вопросы методики преподавания предмета;
  • анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
  • отчеты учителей по самообразованию;
  • вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся;
  • работа с сильными и слабыми учащимися;
  • подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам;
  • исследовательская деятельность учителей и учащихся;
  • вопросы по теме МО и др.

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Результаты работы учителя периодически заслушиваются на заседаниях МО, семинарах-практикумах, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, обобщение передового педагогического опыта во время аттестации.

 


[1] В том числе 105 часов – федеральный компонент, 105 часов – региональный компонент (в 5-6 классах); 105 часов – федеральный компонент, 35 часов – региональный компонент (в 7 классе)


Комментарии (3) к записи “Актуальные проблемы преподавания географии в 2011/2012 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС
Оставьте свой комментарий:

Полное имя

Адрес e-mail (без публикации)


  1. Vasiil
    Thumb up 2 Thumb down 0

    Да, очень актуально.

  2. Юрий Чурляев
    Thumb up 0 Thumb down 0

    Спасибо за информацию, Олег Евгеньевич,все исправили, с указанием источника. Мы брали эту информацию из других источников.

  3. Юрий
    Thumb up 0 Thumb down 0

    Интересная информация

Комментарии из соц. сетей:
Просмотров: 7 901
Оценка 5,00 / 5
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Loading ... Loading ...

Mygeog.ru © 2009 - 2016